Кто подписывает приказы, когда директор в отпуске

Приказ об увольнении работника подписал заместитель директора, который на время трудового отпуска руководителя исполняет его обязанности. Между ним и работником возник спор о законности увольнения по приказу, подписанному не руководителем. Как определяется право подписи документов в отсутствие директора?
Законность увольнения работника, в т.ч. правомочность принятия решения об увольнении уполномоченным должностным лицом, принимает суд при рассмотрении трудового спора, например, по заявлению работника о незаконном увольнении.
При этом отметим, что наниматель имеет право, в частности, заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным ТК и законодательными актами (п. 1 ст. 12 ТК).
Уполномоченным должностным лицом нанимателя является как непосредственно руководитель организации, так и его заместители, руководитель обособленного подразделения, структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (ст. 1 ТК).
Руководитель организации – физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ч. 1 ст. 252 ТК).
Права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором (ст. 253 ТК).
Руководитель организации как уполномоченное должностное лицо нанимателя реализует различные функции нанимателя в трудовых отношениях на основании трудового договора (контракта), который заключается собственником имущества организации или уполномоченным им органом, являющимся нанимателем по отношению к руководителю (работнику).
Полномочия других уполномоченных должностных лиц нанимателя на принятие тех или иных решений определяются на основании соответствующих документов (актов законодательства, уставов, положений о структурных подразделениях, должностных инструкций, доверенностей, письменных распоряжений вышестоящих руководителей, приказов и т.п.).
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. В предусмотренных законодательными актами случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через собственника имущества (учредителей, участников) (п.п. 1, 2 ст. 49 Гражданского кодекса).
В гражданском обороте зачастую от имени юридического лица при совершении сделок или при совершении иных юридически значимых действий выступает не исполнительный орган организации, а временно исполняющий обязанности руководителя, назначенный или принявший исполнение данных обязанностей в силу наступления определенных юридических фактов.
В этой связи исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя означает оперативное замещение должности руководителя в связи с временным отсутствием у него возможности осуществлять свои полномочия непосредственно.
Правовой статус исполнительных органов юридических лиц регулируется гражданским и трудовым законодательством. Вместе с тем, законодательство не содержит прямых норм, регулирующих отношения исполнения обязанностей руководителя при его временном отсутствии.
Поскольку такой субъект права, как юридическое лицо, нуждается в постоянном руководстве, исполнение обязанностей как таковое, представляет собой юридическую форму временного обеспечения осуществления полномочий руководителя организации в случаях, когда он не может их осуществлять по тем или иным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск, командирование и т.п.).
Способы назначения исполняющего обязанности могут быть различными:
– приказом самого руководителя о возложении выполнения обязанностей руководителя на другого работника, в случае, когда отсутствует штатный заместитель, который исполняет обязанности руководителя;
– по решению коллегиального исполнительного органа (или иного органа управления, например, совета директоров);
– принятие полномочий происходит автоматически по факту отсутствия руководителя (на заместителя руководителя возлагается выполнение обязанностей руководителя в случае его временного отсутствия на основании должностной инструкции, локального нормативного правового акта организации (например, приказ о распределении обязанностей)).
Как правило, временное исполнение обязанностей руководителя возлагается на его заместителя, при этом заместитель не освобождается от своих обязанностей при выполнении обязанностей руководителя.
Если такого заместителя, в должностные обязанности которого входило бы исполнение обязанностей отсутствующего руководителя, нет, то эти обязанности возлагаются на другого работника. В таком случае издается приказ о временном возложении обязанностей руководителя на такого работника. Порядок временного заместительства руководителя рекомендуется предусматривать в учредительных документах юридического лица и в должностных инструкциях руководителей, его заместителей. Если в учредительных документах, должностных инструкциях будет подробно изложена процедура исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя, то издание отдельного приказа не требуется.
Право издания (принятия) документов, их подписания, утверждения, согласования (визирования) закрепляется в положениях и уставах организаций, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях работникам и иных локальных правовых актах организации (п. 15 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4).