Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9743
EUR:
3.4663
RUB:
3.696
BTC:
112,519.00 $
Золото:
319.84
Серебро:
3.55
Платина:
127.95
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто подписывает приказы, когда директор в отпуске

Фото: classomsk.com

Приказ об увольнении работника подписал заместитель директора, который на время трудового отпуска руководителя исполняет его обязанности. Между ним и работником возник спор о законности увольнения по приказу, подписанному не руководителем. Как определяется право подписи документов в отсутствие директора?

Законность увольнения работника, в т.ч. правомочность принятия решения об увольнении уполномоченным должностным лицом, принимает суд при рассмотрении трудового спора, например, по заявлению работника о незаконном увольнении.

При этом отметим, что наниматель имеет право, в частности, заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным ТК и законодательными актами (п. 1 ст. 12 ТК).

Уполномоченным должностным лицом нанимателя является как непосредственно руководитель организации, так и его заместители, руководитель обособленного подразделения, структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (ст. 1 ТК).

Руководитель организации – физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ч. 1 ст. 252 ТК).

Права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также тру­довым договором (ст. 253 ТК).

Руководитель организации как уполномоченное должностное лицо нанимателя реализует различные функции нанимателя в трудовых отношениях на основании трудового договора (контракта), который заключается собственником имущества организации или уполномоченным им органом, являющимся нанимателем по отношению к руководителю (работнику).

Полномочия других уполномоченных должностных лиц нанимателя на принятие тех или иных решений определяются на основании соответствующих документов (актов законодательства, уставов, положений о структурных подразделениях, должностных инструкций, доверенностей, письменных распоряжений вышестоящих руководителей, приказов и т.п.).

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и уч­редительными документами. В предусмотренных законодательными актами случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через соб­ственника имущества (учредителей, участников) (п.п. 1, 2 ст. 49 Граж­данского кодекса).

В гражданском обороте зачастую от имени юридического лица при совершении сделок или при совершении иных юридически значимых действий выступает не исполнительный орган организации, а временно исполняющий обязанности ру­ководителя, назначенный или при­нявший исполнение данных обязанностей в силу наступления определенных юридических фак­тов.

В этой связи исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя означает оперативное замещение должности руководителя в связи с временным отсутствием у него возможности осуществлять свои полномочия непосредственно.

Правовой статус исполнительных органов юридических лиц регулируется гражданским и трудовым законодательством. Вместе с тем, законодательство не содержит прямых норм, регулирующих отношения исполнения обязанностей руководителя при его временном отсутствии.

Поскольку такой субъект права, как юридическое лицо, нуждается в постоянном руководстве, исполнение обязанностей как таковое, пред­ставляет собой юридическую форму временного обеспечения осуществления полномочий руководителя организации в случаях, ко­гда он не может их осуществлять по тем или иным причинам (временная нетрудоспособность, от­пуск, командирование и т.п.).

Способы назначения исполняющего обязанности могут быть раз­личными:

приказом самого руководителя о возложении выполнения обязанностей руководителя на другого работника, в случае, когда отсутствует штатный заместитель, который исполняет обязанности руководителя;

по решению коллегиального исполнительного органа (или иного органа управления, например, совета директоров);

– принятие полномочий происходит автоматически по факту отсутствия руководителя (на заместителя руководителя возлагается выполнение обязанностей руководителя в случае его временного отсутствия на основании должност­ной инструкции, локального нормативного правового акта организации (например, приказ о распределении обязанностей)).

Как правило, временное исполнение обязанностей руководителя воз­лагается на его заместителя, при этом заместитель не освобождается от своих обязанностей при выполнении обязанностей руководителя.

Если такого заместителя, в долж­ностные обязанности которого входило бы исполнение обязанностей отсутствующего руководителя, нет, то эти обязанности возлагаются на другого работника. В таком случае издается приказ о временном воз­ложении обязанностей руководителя на такого работника. Порядок временного заместительства руководителя рекомендуется предусматривать в учредительных документах юридического лица и в должност­ных инструкциях руководителей, его заместителей. Если в учредительных документах, долж­ностных инструкциях будет подробно изложена процедура исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя, то издание отдельного приказа не требуется.

Право издания (принятия) документов, их подписания, утверждения, согласования (визирования) закрепляется в положениях и уставах организаций, положениях о структурных подразделениях, долж­ностных инструкциях работникам и иных локальных правовых актах организации (п. 15 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Рес­публики Беларусь, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4).

Таким образом, в период временного отсутствия руководителя ор­ганизации право подписи принадле­жит уполномоченному на этот период должностному лицу.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by