Кто ответит за несвоевременную доставку груза
Перевозчик не несет ответственности за штраф, который экспедитор может уплатить грузоотправителю за срыв сроков доставки груза по договору транспортной экспедиции. Такие обязательства могут возникнуть лишь в случае если они прописаны в договоре между перевозчиком и экспедитором.
Экспедитор как посредник между грузоотправителем и перевозчиком несет ответственность в рамках договорных отношений, причем часть этой ответственности носит императивный характер, т.е. прописана в законодательстве. В частности, согласно ст. 28 Закона от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор ответственен за срыв сроков грузоперевозки. Исключение составляют случаи, когда нарушение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы либо произошло по вине заказчика.
В этой связи следует принимать во внимание риски того, что добровольно уплатив штраф заказчику, экспедитор может столкнуться со сложностью взыскания этой суммы с перевозчика, особенно если использовался типовой договор транспортной экспедиции и перевозки грузов. В т.ч. по этой причине в случае судебного разбирательства между заказчиком перевозки и экспедитором следует привлекать в процесс перевозчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика.
Сложность взыскания с перевозчика добровольно уплаченных экспедитором штрафных санкций подтверждается судебной практикой. Так, ООО «Экспедитор» подало иск в экономический суд о взыскании с ЧТУП «Перевозчик» убытков, которые сформированы пеней за задержку в доставке груза и стоимостью фрахта. По мнению истца, убытки стали следствием ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору.
В ходе судебного заседания ответчик выразил несогласие с исковыми требованиями истца, аргументируя это тем, что последний уплатил неустойку заказчику перевозки по договору, участником которого перевозчик не являлся. Еще одним аргументом против стало то, что истец не смог выполнить перевозку груза по независящим от него обстоятельствам.
Рассматривая дело, судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности вины ответчика в причинении убытков в виде добровольно уплаченной истцом неустойки, поскольку нет прямой причинно-следственной связи между уплатой неустойки и виновным неисполнением договорных обязательств со стороны перевозчика. Ответчик представил доказательства того, что не смог осуществить перевозку по независящим от него причинам, и при этом, как следовало из материалов дела, он не являлся участником гражданско-правовых отношений между экспедитором и грузоотправителем и не принимал на себя дополнительной ответственности по договору.
На этот пример судебной практики следует обратить внимание тем, кто использует типовые договоры транспортной экспедиции и перевозки грузов. Однако снизить финансовые риски экспедитора может «отзеркаливание» пунктов ответственности за сроки доставки груза в договор, заключаемый с перевозчиком.