Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
12.07.2013 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КРУГОВОРОТ ЛИКВИДАЦИОННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ©

Изменения в налоговом законодательстве на 2013 г., касающиеся процесса ликвидации субъектов хозяйствования, противоречат Гражданскому кодексу и порождают лишние проблемы, считают судья Хозяйственного суда Гродненской области Сергей ЛЯХ и юрист Роман ДОЛГОВ.

Изменения в налоговом законодательстве на 2013 г., касающиеся процесса ликвидации субъектов хозяйствования, противоречат Гражданскому кодексу и порождают лишние проблемы, считают судья Хозяйственного суда Гродненской области Сергей ЛЯХ и юрист Роман ДОЛГОВ.

Так, п. 1 ст. 22 Общей части Налогового кодекса (НК) был дополнен подп. 1.10-1, в соответствии с которым плательщик обязан представлять в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы в течение 2 рабочих дней со дня их утверждения в соответствии с законодательством. Это позволило устранить некоторую несогласованность в НПА. Дело в том, что в состав внереализационных доходов и расходов включаются суммы кредиторской и дебиторской задолженности при ликвидации юрлица (подп. 3.10-1 п. 3 ст. 128 и подп. 3.23-1 п. 3 ст. 129 НК), которые отражаются на дату составления ликвидационного баланса. Однако сроки и порядок представления ликвидационного баланса в налоговом законодательстве не указывались.

Порой это порождало недоразумения. Например, 1 марта принято решение о ликвидации организации, 15 марта опубликовано объявление о ликвидации в СМИ. По сообщению из регистрирующего органа инспекция МНС 20 марта начала проверку финансово-хозяйственной деятельности организации. При этом возникает проблема определения даты признания внереализационных доходов и расходов. Дело в том, что в соответствии с п. 2 и п. 5 ст. 59 ГК ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Данный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юрлица, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения, а после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юрлица или органом, принявшим решение о его ликвидации. Другими словами, в соответствии с таким графиком промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен не ранее 15 мая, а ликвидационный баланс — еще позже. Все налоговые проверки к этому моменту будут уже окончены.

Теперь же при подаче промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов налоговые органы смогут корректировать подлежащие доначислению налоги и сборы, а деятельность ликвидатора или ликвидационной комиссии станет более прозрачной. Им придется работать более оперативно и планомерно. Также можно предположить, что если ранее проведенная в ходе ликвидации налоговая проверка предполагалась как окончательная, то теперь налоговые органы могут на основании отраженных в промежуточном ликвидационном и ликвидационном балансах сведениях проводить дополнительную проверку норм ст.ст. 128 и 129 НК. Впрочем, полагаем, что было бы более верным отражать внереализационные доходы и расходы на дату составления промежуточного ликвидационного баланса.

Кроме того, согласно новой редакции п. 1 ст. 38 НК налоговое обязательство ликвидируемой организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются ликвидационной комиссией (ликвидатором) этой организации, если иное не предусмотрено законодательством. По налогам, сборам (пошлинам), взимаемым налоговыми органами, исполнение налогового обязательства ликвидируемой организации и уплата причитающихся к уплате ею пеней производятся не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с ч. 1 п. 2-1 ст. 63 НК, а также в течение 5 рабочих дней со дня представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с ч. 2 п. 2-1 ст. 63 НК за счет денежных средств этой организации, в т.ч. от реализации ее имущества.

Понятно, что если у ликвидатора (ликвидационной комиссии) имеются полномочия и он является исполнительным органом юрлица, то все обязательства последнего исполняются им от имени юрлица. Несколько сложнее с отсылкой в абз. 2 п. 1 ст. 38 НК к п. 2-1 ст. 63 НК.

Часть 1 п. 2-1 ст. 63 НК гласит, что в случае ликвидации организации (прекращения деятельности ИП) налоговая декларация (расчет) представляется в соответствии с требованиями ч. 1 п. 2 данной статьи в течение 5 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности ИП) за период с начала налогового периода по день подачи заявления о ликвидации (прекращении деятельности ИП) включительно, если иное не установлено НК. При этом по налогу на прибыль налоговая декларация (расчет) представляется независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения в указанный период.

В ч. 2 п. 2-1 ст. 63 НК указано, что при возникновении (наличии) объектов налогообложения в процессе ликвидации организации (прекращения деятельности ИП) налоговая декларация (расчет) по деятельности ликвидируемой организации (прекращающего деятельность ИП) представляется не позднее чем за 10 рабочих дней до дня представления ею (им) в регистрирующий орган ликвидационного баланса (уведомления о завершении процесса прекращения деятельности).

Таким образом, в случае ликвидации организации (прекращения деятельности ИП) налоговая декларация (расчет) представляется в течение 5 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации, а исполнение налогового обязательства и уплата пеней производятся не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем представления налоговой декларации (расчета).

Из приведенного выше примера видно, что если 1 марта принято решение о ликвидации организации, то не позднее 7 марта ликвидатор (ликвидационная комиссия) должен представить в налоговую инспекцию декларацию и не позднее 22 апреля уплатить налоги.

Ранее профессиональные ликвидаторы обычно старались начинать процесс ликвидации после отчетной даты подачи налоговых деклараций, чтобы вся ответственность за их представление ложилась на должностных лиц ликвидируемого субъекта. Теперь это становится невозможным.

В соответствии с п. 4 ст. 59 ГК выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юрлица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 60 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом согласно подп. 3. п. 1 ст. 60 ГК задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды погашается в третью очередь, после погашения требований предыдущих очередей.

При этом срок для предъявления требований кредиторами в соответствии с п. 1 ст. 59 ГК не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации. Именно после этого составляется промежуточный ликвидационный баланс.

Получается, что положения ст.ст. 38 и 63 НК в ныне действующей редакции, касающиеся сроков исполнение налогового обязательства ликвидируемой организации, уплаты пеней и представления налоговой декларации, полностью противоречат нормам ст.ст. 59–60 ГК. Ведь платежи в бюджет в рассматриваемом случае могут быть произведены только после составления промежуточного ликвидационного баланса и погашения требований кредиторов предыдущих очередей.

Например, ЧУП «С», применяющее упрощенную систему налогообложения (УСН), в январе 2013 г. получило денежные средства, являющиеся объектом налогообложения. 10 февраля учредитель принял решение о ликвидации предприятия. В ходе налоговой проверки было установлено, что ЧУП не представлена в установленный 5-дневный срок налоговая декларация и не уплачен в срок до 22 марта налог при УСН. За данные нарушения предприятию был доначислен этот налог и пеня за нарушение сроков его уплаты, а лицо, не подавшее своевременно декларацию, привлечено к административной ответственности.

Приведенный пример наглядно показывает, что здесь имеется не только противоречие между нормами налогового и гражданского законодательства, но и нарушение формальной логики. Если бы предприятие не собиралось ликвидироваться, то декларация и уплата налога при УСН были бы произведены не в марте, а в апреле, а потому обошлось бы без начисления пеней и штрафов.

Возникновение объектов налогообложения в процессе ликвидации и указанные сроки представления налоговой декларации и уплаты налогов и пеней, на наш взгляд, не приносит ничего, кроме дополнительной нагрузки на ликвидатора (ликвидационную комиссию). Уже не один год существующие и отработанные практикой положения ГК о ликвидации субъектов хозяйствования в полной мере регулируют рассматриваемые отношения. Считаем, что под возникновением (наличием) объектов налогообложения в процессе ликвидации можно понимать только поступление средств от реализации имущества ликвидируемого субъекта. Расчет с кредиторами начинается после реализации этого имущества. Соответственно, возникшие при этом налоговые обязательства входят в состав обязательств перед кредиторами третьей очереди и погашаются в установленной очередности. Наличие же непогашенных обязательств перед кредиторами не позволяет окончить ликвидацию субъекта хозяйствования без применения процедуры банкротства. Так что установление пресекательных сроков представления декларации и погашений задолженности не несет какой-то смысловой нагрузки. Неуплата субъектом налогов по оборотам, возникшим в процессе ликвидации, и, как следствие, непогашение в полном объеме кредиторской задолженности при прекращении процедуры ликвидации и исключении субъекта хозяйствования из ЕГР является основанием для признания ликвидации недействительной и последующей ликвидации данного лица через процедуру банкротства.

Таким образом, рассмотренные изменения, внесенные в НК, не носят концептуального характера и тем более не оптимизируют процесс налогообложения ликвидируемых субъектов, а лишь создают прямое противоречие действующему гражданскому законодательству и дополнительные проблемы для осуществления бизнеса.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by