Криминал в экономике: — разоблачение и наказание
В Беларуси выросло число выявленных экономических преступлений. Однако это свидетельствует не столько об ухудшении криминогенной обстановки, сколько об эффективности работы правоохранительных органов, рассказал начальник главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Эдуард Никитин на пресс-конференции, организованной БелТА.
В прошлом году сотрудниками подразделений БЭП рассмотрено 12 118 заявлений и сообщений о преступлениях – почти на 8% меньше, чем в 2015 г. Всего же было зарегистрировано 6645 экономических и коррупционных преступлений (на 3,1% больше, чем год назад), из которых 3841 квалифицировано как тяжкое и особо тяжкое. Доля таких преступлений выросла за год с 55,1 до 57,8%. На 11,7% возросло число вскрытых хищений путем злоупотребления служебными полномочиями (в т.ч. в крупных и особо крупных размерах – на 25,6%, до 314), а преступлений, связанных с посягательствами на государственную собственность, – на 23,1%, 1382, причем ущерб от последних вырос почти в 3,6 раза, до 192,9 млрд. Br (здесь и далее – до деноминации).
Если в целом преступность в Беларуси снижается, то число экономических преступлений в последние 3 года выросло с 5652 до 6645, а их доля – с 6 до 7,1%. Это, по мнению Э. Никитина, связано и с осложнением оперативной обстановки, и с «более наступательным подходом наших сотрудников и взаимодействием всех служб». При этом ущерб, причиняемый экономическими преступлениями, составляет 63% от всего ущерба, регистрируемого МВД. Всего по завершенным уголовным делам экономической направленности в 2016 г. установлен материальный ущерб в сумме 76,9 млн. BYN (в 2,4 раза больше, чем в 2015-м), из которого возмещено 34,9 млн. (8 млн.). В судебном порядке наложен арест на денежные средства и имущество на сумму 62,5 млн. (27,1 млн.), что позволило обеспечить возмещение ущерба на 126,6% (109,8%).
Больше всего экономических преступлений связано с торговлей (830), промышленностью (689), сельским хозяйством (544) и финансами (529). Гораздо меньше их в сферах госуправления (410), строительства (330), услуг (305), образования (256), транспорта (221), здравоохранения (198) и страхования (72). Структура экономических преступлений представлена на диаграмме.
С коррупцией связаны 42% экономических преступлений. Одной из наиболее коррумпированных является сфера госзакупок, где обращаются крупные суммы средств бюджета и предприятий с долей госсобственности. Если в 2014 г. было выявлено всего 40 преступлений в этой сфере, то в 2015-м – 123, а в 2016-м – 213.
Выявляемые работниками УБЭП факты свидетельствуют, что зачастую бюджетные средства используются крайне неэффективно. Нередко в ходе госзакупок приобретается оборудование, не пригодное к использованию, либо по заведомо завышенным ценам. При этом после обнаружения нарушений компании, выигравшие тендеры, легко соглашаются на снижения стоимости товара, чем, по сути, признают изначальное завышение цены. Есть и другие способы. Например, сотрудниками УБЭП УВД Могилевского облисполкома была разоблачена преступная группа, возглавляемая руководителем и учредителем ООО «Инновационное бизнес-бюро», ЗАО «Завод энергоэффективного оборудования «Белмашпроектэнерго», которые одновременно возглавляли еще 9 фирм, ими же учрежденных. Благодаря коррупционным связям с директорами предприятий системы ЖКХ республики, финансируемых из бюджета, они склоняли их к заключению множественных договоров на поставку различных товарно-материальных ценностей таким образом, чтобы сумма по одному договору не превышала 1000 базовых величин. Это позволяло избегать проведения конкурентной процедуры закупки. Цена товара, поставляемого по таким договорам, завышалась от 3 до 13 раз.
Сотрудники УБЭП видят свою задачу в пресечении противоправных деяний, наносящих существенный ущерб экономическим интересам государства, связанным с расходованием бюджетных средств, в «оперативном сопровождении» госзакупок, а также в борьбе с фальшивомонетничеством и в профилактике экономических преступлений. При этом УБЭП старается не размениваться по мелочам, а сосредоточиться на наиболее опасных направлениях. Одно из них – взяточничество. Здесь удалось добиться определенных успехов. Интересно, что если число выявленных преступлений, связанных с получением взяток (ст. 430 УК), выросло с 471 в 2013 г. до 752 в 2016-м, то количество привлеченных за дачу взяток (ст. 431 УК) снизилось за это время с 773 до 425.
Например, сотрудниками столичного УБЭП изобличен в получении взяток на общую сумму более 600 млн. Br директор ГЛХУ «Минский лесхоз». Деньги полагались за благоприятное решение вопроса о дальнейшем предоставлении объемов работ и их своевременной оплате. Бывший гендиректор СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» попался на взятке в размере 936 тыс. USD от представителя иностранной компании за заключение контракта на поставку вагонокомплектов на сумму 16,3 млн. USD, а также 1,5 млн. USD – по фактам подстрекательства к даче взятки для «решения вопроса» о погашении задолженности предприятия коммерческой структуре.
Довольно большое место в сфере экономических преступлений занимает нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и (или) камнями (ст. 223 УК). Таких случаев в прошлом году было зафиксировано 352. Других преступлений куда меньше. Например, по ст. 233 УК (незаконная предпринимательская деятельность) – всего 10 случаев, по ст. 237 «Выманивание кредита или субсидии» – 24, ст. 242 «Уклонение от погашения кредиторской задолженности» – 17, ст. 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» – 36.
Предприниматели интересуют УБЭП лишь в случаях, когда они вступают в сговор с представителями госсектора или участвуют в незаконном обороте каких-либо товаров, например, фальсифицированного алкоголя. Так, за 3 года УБЭП изъяло из оборота 29 железнодорожных цистерн таких жидкостей. Дела по ст. 233 УК в основном связаны с незаконными операциями с крупным рогатым скотом и валютой.
В то же время Э. Никитин положительно относится к идее декриминализации экономических преступлений. По его мнению, нужно создавать такие условия, чтобы предпринимателям было выгодно работать в легальном поле. Но если законодательством установлена ответственность за соблюдение каких-либо правил, исполнительные органы обязаны следить за их соблюдением, будь то документальное сопровождение товаров, наличие контрольных знаков и т.п. Если некоторые действия действительно не представляют большой общественной опасности, то их вполне можно перевести из разряда тяжких преступлений в более мягкую категорию. Но в иных сферах, в т.ч. при обороте алкоголя, вывозе металлов за рубеж и т.п., необходимы серьезные меры ответственности.
Это касается и вопроса о лжепредпринимательстве. Сегодня идет бурная дискуссия об отмене ст. 233 УК. Но Э. Никитин напомнил, что речь идет о субъектах хозяйствования, специально созданных для совершения противоправных действий – обеспечения спроса других компаний на «черный нал», используемый для взяток, оформления фиктивных документов для уклонения от уплаты налогов и т.п. Сейчас расследуется уголовное дело в системе ЖКХ, когда коммерческое предприятие, вступив с помощью лжепредпринимательских структур в преступный сговор с руководителями служб ЖКХ, поставляло насосное оборудование по цене, завышенной от 3 до 13 раз, рассказал Э. Никитин. Необоснованные затраты в конечном счете ложатся на «жировку» и оплачиваются простыми гражданами. Декриминализация такого состава преступления будет лишь способствовать совершению других преступлений.
Но это не значит, что нужно ограничивать свободу предпринимательства. По мнению Э. Никитина, нет прямой связи между существованием лжепредпринимательских структур и легкостью регистрации бизнеса: «Не думаю, что есть связь. Любой субъект хозяйствования должен иметь право легко зарегистрировать свой бизнес. Из-за того, что на 100 честных компаний найдется, скажем, 3% недобросовестных, не стоит усложнять регистрацию субъектов хозяйствования».