$

2.0508 руб.

2.3366 руб.

Р (100)

3.0610 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

-0.20%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

236.98 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Мнение специалиста

Корректировка НК: бизнес ждет позитивных решений

24.07.2018

Бизнес-сообщество Беларуси ожидает результатов первого этапа реформирования налоговой системы страны.

Своими ожиданиями от корректировки Налогового кодекса (НК) с «ЭГ» поделилась директор Центра экономических исследований ОО «Белорусский союз предпринимателей» Галина КАШЕВСКАЯ.

Что стоит за принципами

О стратегии властей в части комплексной корректировки НК можно судить на основании постановления Совмина от 06.02.2018 № 102, которое предусматривает реализацию этой задачи исходя из принципов стабильности налогового законодательства, недопущения правовой неопределенности и несогласованности предписаний нормативных правовых актов (НПА), а также обеспечения прямого действия правовых норм. Также в этом документе ставится цель по упрощению налоговой системы.

Принцип стабильности налогового законодательства понятен – нареканий на частое изменение отечественного налогового законодательства всегда было много. Налоги – всего лишь «золотые яйца» успешной деятельности коммерческих организаций, поэтому стратегия создания стабильных (хотя бы на заявляемых 3 года) налоговых условий для развития бизнеса и подъема экономики страны понятна.

Принцип правовой определенности и согласованности предписаний НПА не вызывает сомнений. Это поможет значительно снизить непроизводственные затраты бизнеса и дать ощущение устойчивости и свободы для инновационного предпринимательства в рамках правовой системы. Принцип прямого действия правовых норм, вероятно, также можно отнести к правовой определенности. Однако этот принцип необходимо раскрыть для однозначного его понимания.

«Упрощенка» и малый бизнес

Важный аспект – влияние налогообложения на работу малого и среднего предпринимательства (МСП).

Анализ налоговой эффективности субъектов МСП, проведенный нами, показывает, что прирост поступлений в бюджет от организаций МСП в 2017 г. был на 3% выше прироста от средних организаций. Расчеты на основании данных о налоговых поступлениях МСП в 2017 г. показали, что налоговая эффективность одного среднего работника малых и микроорганизаций значительно выше этого показателя по средним организациям.

Интерес субъектов хозяйствования к использованию УСН выражают более 1/3 всех организаций РБ. При этом по данным за 2017 г. к малому предпринимательству относится 60,4% всех организаций. В прошлом году 35,1% всех организаций РБ применяли УСН, что составляет 58,2% от организаций МСП. Процент индивидуальных предпринимателей (ИП), которые использовали УСН, – 57,4.

Влияние УСН на рост сферы малого предпринимательства в РБ можно оценить отрицательно, поскольку с 2015 г. количество МСП и микроорганизаций в стране существенно сократилось. Да, система налогообложения – далеко не единственная причина такого результата, но, тем не менее, очень важная. При этом сокращение количества МСП отразилось и на налоговых доходах бюджета. Прирост налоговых поступлений в 2017 г. от МСП в целом снизился на 2% по сравнению с 2016 г., при этом рост поступлений налога при УСН составил только 6%, тогда как в РФ – 20,3%.

Российский опыт

Причины сокращения сферы МСП, как показал анализ, могут быть во многом обусловлены именно недостаточной эффективностью белорусской модели УСН. При этом анализ практики применения УСН в РФ свидетельствует об устойчивой связи между практикой применения УСН и развитием малого и среднего бизнеса.

Главными преимуществами российской УСН по сравнению с белорусской являются реальное упрощение учета и отчетности (плательщики УСН не признаются плательщиками НДС) и направленность УСН на быстрый рост сферы МСП с учетом развития регионов. Регионы могут применять гибкие налоговые ставки и налоговые каникулы. Так, двухлетние налоговые каникулы для вновь созданных ИП действуют в 76 российских регионах из 85. При этом российские регионы могут снижать налоговые ставки с 6 до 1% при применении варианта УСН, когда объектом налогообложения являются доходы (действует в 33 регионах), и с 15 до 5% – при использовании варианта УСН «доходы минус расходы» (действует в 73 регионах).

В целом анализ практики применения УСН в РФ и РБ позволяет сделать вывод, что этот режим налогообложения у нашего основного торгового партнера имеет ряд достоинств, привлекательных для бизнеса и для развития регионов и страны в целом.

К таковым следует отнести: возможность применения нескольких вариантов УСН, в т.ч. с учетом расходов; воз­можность закрытия убытков прош­лых периодов без риска закрытия бизнеса; применение гибких налоговых ставок по регионам.

Упрощение условий хозяйствования, устойчивость в условиях неопределенности, свобода для инноваций и развития предпринимательства – это для белорусского бизнеса сегодня важнейшие условия по выживанию и развитию. Так почему бы не использовать в этих целях и систему налогообложения? Работа над корректировкой НК еще идет, и бизнес-сообщество надеется на положительные результаты.