Корректировка Налогового кодекса: — подходы и принципы обсуждены
Специальная межведомственная рабочая группа для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь (НК), состав которой утвержден постановлением Совмина от 06.02.2018 № 102, в ходе первых двух заседаний определила основные подходы к корректировке системного нормативного акта, который будет определять «налоговую жизнь» страны, и одобрила базовые принципы соотнесения бухгалтерского и налогового учета.
Формирование «идеологии» комплексной корректировки – важнейший этап для дальнейшей практической работы над изменением элементов НК. Члены рабочей группы в ходе обсуждения концепции корректировки согласились, что в рамках поставленной задачи целесообразно сосредоточиться на предметной работе над приданием в НК четкости и понятности формулировок и правил, а также системности в нормах, затрагивающих определение элементов налогообложения, носящих «сквозной» характер.
Важно уделить особое внимание сопряженности норм НК и бухгалтерского законодательства, устранению лишних расхождений в оценке тех или иных операций для «обычной» и «налоговой» бухгалтерии. В конечном итоге создание документа для налогоплательщика, максимально учитывающего интересы бизнеса, с одной стороны, и обеспечивающего устойчивое наполнение доходов бюджета, с другой, – вот основной подход, от которого будет зависеть вся остальная работа. Модернизированный таким образом НК должен обеспечить на ближайшие 2–3 года стабильность налогового законодательства и создать объективные, с учетом общеэкономических факторов, условия для возможного проведения налоговой реформы.
Обсуждение на заседании показало, что в вопросе сближения бухгалтерского и налогового учета есть два подхода: взять за основу бухгалтерские показатели и на этой базе изменить, где это актуально, например, по налогу на прибыль – принцип формирования налогового учета, объектов налогообложения, т.е. по сути подчинить налоговый учет показателям бухучета и отчетности. Фактически это означает сведение налогового учета к минимуму, практически – к формальности. А суть другого подхода в том, что, признавая объективную необходимость существования института налогового учета, сосредоточить внимание на существующих недостатках, иногда – недоразумениях в его содержании, излишних расхождениях с бухучетом в принципах и временных рамках определения доходов и расходов, и на этой основе откорректировать содержание глав НК.
Второй подход большинство членов рабочей группы считает предпочтительнее: было принято решение о сохранении действующего порядка налогового учета, обеспечив его сближение с бухгалтерским, главным образом путем устранения временных различий при признании отдельных видов доходов и расходов, придания большей определенности учету при налогообложении тех или иных расходов.
Одна из активно инициируемых бизнес-сообществом и научными кругами проблем – возврат к возможному определению налоговых обязательств не по методу начисления, а по кассовому принципу, иначе – по оплате, или, если этот вопрос так решить нельзя, использовать метод «по отгрузке», но создавать резерв сомнительных долгов, как это делается за рубежом. Нет нужды напоминать о перипетиях трансформации бухгалтерского, а затем и налогового учета к переходу на единый метод «по отгрузке». Однако проблема, поднимаемая бизнес-кругами, понятна: неплатежеспособность многих субъектов хозяйствования и возникновение в связи с этим временных разрывов между исполнением налоговых обязательств и погашением задолженности. Дискуссия по этому вопросу еще раз показала, что каждая проблема имеет не одну сторону: то, что актуально для крупного бизнеса или сельхозпредприятий, не столь значимо для среднего и малого сегмента экономики.
Таким образом, уже понятно, что решение применительно к НК должно формироваться на основе объективных показателей деятельности субъектов хозяйствования с учетом всех возможных налоговых последствий в целом.