Корпоративным должникам придется платить по счетам

В 2024 г. в Беларуси вступил в силу ряд законодательных мер, цель которых – предотвратить случаи ухода субъектов хозяйствования от ответственности перед кредиторами. На этом законодатели не собираются останавливаться и уже готовят новые решения, которые будут понуждать корпоративных должников исполнять обязательства.
Вступившие в силу новации
Случаи ухода юридических лиц от ответственности путем реорганизации в последние годы были довольно распространенными в Беларуси. В частности, данная проблема проявилась на долговом рынке, на котором владельцы корпоративных облигаций (и токенов) столкнулись с тем, что недобросовестные субъекты хозяйствования, прикрываясь реорганизацией, пытались прекратить исполнять обязательства перед инвесторами. Встречались и попытки уйти от погашения долгов с помощью ликвидации.
С целью защиты интересов кредиторов при внесении изменений в Гражданский кодекс, вступивших в силу с ноября 2024 г., были усовершенствованы и нормы, регулирующие реорганизацию и ликвидацию юридических лиц. Приведем три наиболее показательные новации.
Так, ст. 56 ГК дополнена нормой об ответственности за отсутствие своевременного уведомления кредиторов о реорганизации, если это повлекло невозможность заявления ими требования о досрочном исполнении обязательства и возмещении убытков. В таких случаях солидарную ответственность перед кредиторами будут нести реорганизованное юридическое лицо, компании, созданные в результате реорганизации, а также учредители и участники всех названных юрлиц. Кроме того, ответственность распространяется и на руководителей, имевших право давать обязательные для таких юрлиц указания.
Другая новация призвана исключить манипуляции с активами реорганизуемого юридического лица. Если из разделительного баланса или иных обстоятельств будет следовать, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемой компании и это привело к нарушению интересов кредиторов, то также все виновные будут нести солидарную ответственность по долговым обязательствам.
Наконец, в ГК ликвидировали пробел, касавшийся своевременного информирования кредиторов о ликвидации должника, чтобы у них была реальная возможность предъявить свои требования. В ст. 59 ГК закреплена обязанность председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение 10 дней со дня принятия решения о ликвидации юрлица письменно уведомить об этом не только регистрирующий орган, но и кредиторов.
Усилия государства по пресечению недобросовестной реорганизации прослеживаются и в налоговой сфере. С 1 января 2025 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, в числе которых – ограничения на применение УСН организациями, созданными в процессе реорганизации.
В проекте – новые ограничения для руководства должников
Очевидно, что приведенные законодательные новации последними в этой части не будут.
Министерством юстиции подготовлен проект закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который уже внесен в правительство и, возможно, в скором времени поступит в парламент. Выступая в Палате представителей в декабре 2024 г., министр юстиции Евгений Коваленко проинформировал, что в законопроекте заложены механизмы, которые не позволят субъектам хозяйствования, прикрываясь реорганизацией, изменением места регистрации, уходить от исполнения взятых обязательств.
Понудить корпоративных должников платить по счетам призваны и нормы законопроекта «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства».
Практика показала, что одной из наиболее действенных мер, стимулирующих должника погасить задолженность, является временное ограничение его права на управление автомобилем, рассказал в парламенте министр юстиции.
«Поэтому в законопроекте предусматривается возможность применения такой меры не только к должникам, которыми выступают физические лица, но и к должностным лицам субъектов хозяйствования», – сообщил Е. Коваленко.
Отвечая на вопросы депутатов, министр дал понять, что ограничение права на управление автомобилем может быть применено, в частности, в отношении директора, главного бухгалтера, учредителей юридических лиц, например, в случаях, когда имеют место факты задолженности по выплате заработной платы работникам.
Кстати, в Беларуси нередко ограничиваются права граждан-должников и в части посещения казино, чтобы обеспечить возможность взыскать с них (на основании судебного решения) денежные средства. По данным Минюста, если за весь 2023 г. судами приняты решения об ограничении права на посещение игорных заведений в отношении более 6000 человек, то за неполный 2024 г. такие решения вынесены уже в отношении 9700 человек.
Причем для повышения оперативности реагирования на проблемы со взысканием полномочия по принятию данной обеспечительной меры, согласно законопроекту, планируется передать от судов судебным исполнителям.
В настоящее время законопроект, расширяющий возможности применения ограничительных мер к руководству должников, готовится ко второму чтению в парламенте.