$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

АПК

Корова с паспортом: от стойла до стола©

26.01.2016

В Беларуси с 24 января вступает в силу порядок идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных, а также продуктов животного происхождения. Он направлен на повышение доверия потребителей к отечественному мясу и молоку и призван содействовать их экспорту.

Данный порядок установлен Законом от 15.07.2015 № 287-З «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификациии прослеживаемости продуктов животного происхождения», принятым в целях повышения пищевой безопасности. В конце прошлого года правительство постановлением от 29.12.2015 № 1102 утвердило меры по его реализации.

Документы распространяются на коров, лошадей, свиней, овец и коз, а также продукты, полученные на основе их мяса и молока. В мировой практике доказано, что одним из наиболее эффективных способов контроля безопасности продовольственного сырья является реализация схемы контроля «from stable to table» («от стойла до стола»). Такой контроль должен обеспечиваться на всех этапах пищевой цепи, начиная с рождения животного, его кормления, лечения и профилактики заболеваний с использованием лекарств, способов убоя, переработки сырья, условий транспортировки, хранения, реализации и заканчивая контролем качества и безопасности готовой продукции.

Нормативная база Евросоюза в сфере безопасности пищевой продукции включает около 10 документов, в т.ч. регламент от 17.07.2000 № 1760/2000/WE о создании системы идентификации и регистрации крупного рогатого скота, предназначенного для убоя, и маркировки говядины и продуктов из нее, Директиву ЕС от 29.04.2004 № 854/2004, по контролю производства продуктов питания животного происхождения, Директиву ЕС от 28.01.2002 № 178/2002 (требования к поставкам пищевых продуктов и кормов с возможностью прослеживаемости (трассировки) от производства до сбыта).

Именно нормы Директивы № 178/2002 препятствуют поставкам в ЕС мяса и молока из третьих стран, в т.ч. из Беларуси. У нас вопросам прослеживаемости продукции особого внимания никто не уделял. В Евразийском экономическом союзе этого не требуется, а другие рынки до недавнего времени нас не интересовали.

Теперь же падение объемов поставок в Россию и снижение их доходности, в т.ч. из-за девальвации российского рубля, стали для отечественного АПК и предприятий пищевой промышленности серьезной проблемой. Например, по итогам 10 месяцев 2015 г. экспорт свежей или охлажденной говядины по сравнению с январем–октябрем 2014 г. вырос в количественном выражении на 2,2%, но в стоимостном снизился на 21,2%. Физический объем поставок в РФ молока и сливок несгущеных увеличился на 0,1%, а в стоимостном – уменьшился на 31,4%.

Поскольку диверсифицировать свои поставки белорусские предприятия, в отличие, скажем, от польских, не смогли, российские компании могут навязывать им свои условия контрактов. По данным Минсельхозпрода, экспортные цены у нас фактически не изменились с сентября прошлого года. По мере дальнейшего углубления рецессии в российской экономике поставки в РФ становятся еще менее выгодными, что вынуждает белорусские предприятия искать альтернативные варианты, в т.ч. на рынке ЕС.

Для этого необходимым условием является создание национальной системы идентификации, регистрации и прослеживаемости продукции. Ее правовая основа, разработанная с участием европейских консультантов, включает, в частности, ведение 3 реестров: сельскохозяйственных животных (стад), их владельцев и средств идентификации. Всем животным присвоят уникальные идентификационные номера, которые наряду с датой и местом рождения, убоя, иной информацией войдут в их электронные паспорта. Такой контроль позволит всем владельцам животных планировать вакцинацию и другие процедуры, а также улучшит степень пищевой безопасности продуктов.

 

 

Автор публикации: Иван МИХАЛЕВИЧ