Контуры и компромиссы промышленной политики
Настроить экономику на зарабатывание денег от экспорта – в этом суть промышленной безопасности. Такое мнение в интервью «ЭГ» высказал первый заместитель министра промышленности Геннадий СВИДЕРСКИЙ.
– Геннадий Брониславович, нужен ли нашей стране закон о промышленной политике? Министр промышленности как-то высказал мнение, что сегодня нет необходимости в таком документе. А каково ваше мнение?
– В нашей стране действует система документов, определяющая промышленную политику. Это и госпрограмма развития машиностроения, и ряд документов по стимулированию экспортных поставок, по разработке новой продукции, созданию наукоемких производств, по технологическому переоснащению предприятий. Другими словами, мы работаем не в рамках единого закона, а в нормативном поле, созданном различными документами, включая указы Президента и постановления правительства. С моей точки зрения, это более гибкий и действенный механизм для развития промышленного комплекса. Издавать же закон, который был бы декларативным, вряд ли нужно. Все и так знают, что мы должны промышленный комплекс развивать, потому что он является экспортно-ориентированным, обеспечивает и занятость, и экономическую безопасность государства.
Изучая законы о промышленной политике, мы рассматривали зарубежный опыт и убедились, что в большинстве стран такой закон отсутствует. А если вы сравните российский закон и перечень документов, который действует у нас (по инновационной деятельности, техперевооружению и т.д.), то увидите, что в нашей стране все это реализовано. В России нет таких инструментов, как у нас: например, нет инновационного фонда, который используется для создания новых высокотехнологичных производств.
В Беларуси каждые 15% из налога на прибыль выделяются, централизуются в инновационные фонды, есть набор документов, которые определяют порядок их использования для промышленности. В России же разработали закон только для того, чтобы наделить полномочиями правительство выходить с инициативой, например, по стимулированию автомобильной отрасли через меры утилизации старых автомобилей. Нам это не нужно, поскольку мы можем выходить с законодательной инициативой напрямую к Президенту и утверждать ее нормативно, без закона, чем и пользуемся.
У нас более оперативный и эффективный способ создания условий для развития промышленности, поэтому никакого смысла «переписывать» действующие документы в закон нет.
– Можно ли считать создание конкурентных условий ведения деятельности в промышленности по сравнению с условиями в других странах основной задачей промышленной политики?
– Все-таки основная задача – создание эффективных производств и выбор наукоемкой конкурентоспособной продукции. Но это очень важная составляющая – создание равных условий, особенно для «старых» отраслей. У нас в стране традиционно присутствуют машиностроение, металлургия, станкостроение, оптико-механическая и электротехническая промышленность, производство бытовой техники и электроники. В 2014 году мы вместе с Россией и Казахстаном создали единое экономическое пространство – ЕАЭС.
Убрав таможенные барьеры в рамках союза, мы должны добиваться равных условий, потому что в промышленности подобные условия – это и привлекательность для инвесторов, и прибыльность действующих предприятий. И если у нас в промышленности стоимость электроэнергии – 11 центов за кВт•ч, а в РФ и Казахстане – 4, то для сохранения конкурентоспособности нужно выравнивать условия. В связи с этим мы двигаемся сразу в двух направлениях: с одной стороны, готовим документы по созданию единого энергетического рынка и единых цен для промышленности, с другой – предлагаем в переходном периоде специальные решения для выравнивания условий и сохранения конкурентоспособности. Например, для энергоемких производств – это установление льготного тарифа, приближенного к действующим в РФ и Казахстане. Поэтому создание конкурентных условий нельзя считать основной задачей промышленной политики, но это важнейшая задача в рамках ЕАЭС.
– Нужны ли сегодня субсидии как мера финансовой поддержки предприятий промышленности?
– Промышленные субсидии необходимо применять для выравнивания условий в области промышленного производства, они предусмотрены Договором о ЕАЭС. Например, практика показала, что для развития агрокомплекса необходимо современное оборудование. Тогда АПК динамично развивается, и меньшей численностью выполняются бОльшие объемы работ. Но сельхозтехника стоит дорого, и не все сельхозорганизации готовы сразу ее купить – финансовое состояние просто не позволяет им это сделать. Поэтому у нас и действует Указ от 02.04.2015 № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования», по которому техника предоставляется в лизинг всем желающим, а часть процентной ставки субсидируется государством. А поскольку в прошлом году уровень ставки рефинансирования постоянно и существенно снижался, то и объем субсидирования уменьшался.
Одновременно идут два процесса: стабилизации финансовых ресурсов и доведения их стоимости до доступного уровня. Сейчас, чтобы «не потерять» этап техперевооружения, производится субсидирование процентной ставки. Поэтому оно оправдано, и отказываться от него нельзя.
– Есть ли у наших производителей станков, телевизоров и грузовиков шансы восстановить объемы производства 5-летней давности?
– Такие шансы есть. Мы в 2012 году изготовили 531 тыс. телевизоров, это был рекорд. В 2017-м произвели 348 тыс., план на т.г. – 407 тыс. Думаю, к 2020 году мы выйдем на полмиллиона телевизоров, которые производили в 2012 году. По микроволновым печам ситуация еще лучше: в 2012 году их произвели только 293 тыс. шт., а в 2017-м – больше миллиона. По грузовикам самый большой объем выпуска был 31 тыс. Ушедший год мы закончили на уровне 9,5 тыс., план на 2018 г. – 10,2 тыс. Иначе говоря, по «Горизонту» мы восстановим объемы к 2020 году, а вот МАЗ вряд ли сможет за этот период утроить производство. Поэтому ставим задачу – добавлять в динамике по 15% ежегодно, восстанавливая производство. Возможно, МАЗу поможет организация совместных производств с китайскими партнерами в производстве спецтехники.
Что касается станкостроения, то готовится проект указа по привлечению в отрасль иностранных инвесторов, хотим дать Минпрому полномочия рассматривать инвестпроекты и сократить время их анализа. У станкостроителей, как правило, большие и малоиспользуемые площади, поэтому мы собираемся предоставить им льготу по налогам на землю и недвижимость, чтобы это стимулировало их к развитию производства.
– Нужно ли корректировать стимулирование производства инновационной продукции?
– У нас создана очень хорошая система по стимулированию, и здесь ничего корректировать не надо. Нужно просто научиться ею пользоваться, потому что территориальные фонды до конца не выбираются ни частными, ни государственными предприятиями. Когда я смотрю на систему стимулирования, то вижу, что она выстроена объективно, рыночно и наполнена ресурсами. Можно подавать документы на конкурс и получать финансирование на создание новых производств. У нас есть инвестиционный фонд Минпрома, который мы используем для современных проектов. На 2017 год его бюджет составлял 33 млн. BYN (16 млн. USD). Благодаря ему поддержку получили десятки предприятий – станкостроительные, БелАЗ (на погашение инвесткредитов), МАЗ, БМЗ.
Есть государственные научно-технические программы по различным направлениям: машиностроение, металлургия и др. Там тоже можно 50% затрат на НИОКР финансировать из бюджета. Есть Белорусский инновационный фонд, который позволяет предприятиям взять деньги на длительный период под техперевооружение в ситуациях, когда они закредитованы и у них нет залога. Действует венчурный фонд, который пока особо никто не использует. То есть система создана – нужны конкурентоспособные проекты.
– Актуальна ли для Беларуси задача обеспечения технологической независимости национальной экономики?
– Это для нас не приоритетная задача. Мы – экспортно-ориентированная страна, и поэтому не можем обеспечить конкурентоспособность по всем технологическим переделам. Это для таких государств, как Китай и Россия, вопрос технологической независимости стоит на первом месте. А мы должны сохранять и расширять конкурентоспособность в тех отраслях, в которых имеем приоритет. Другими словами, нам нужно и пользоваться преимуществами ЕАЭС, и настраивать экономику на зарабатывание денег от экспорта. В этом и состоит наша промышленная безопасность.
– Можно ли считать основным принципом промышленной политики применение мер стимулирования деятельности в промышленности для достижения показателей, установленных документами стратегического планирования?
– Достижение показателей – не цель, главное – это повышение конкурентоспособности продукции, сохранение и увеличение рыночной доли на внешних рынках. Просто масштаб нашей «машиностроительной» экономики гораздо выше, чем потребности внутреннего рынка. Поэтому цель промышленной политики – диверсификация рынков, открытие новых, сохранение и увеличение доли на традиционных.
– Какой должна быть поддержка промышленных предприятий в области внешнеэкономической деятельности?
– Действует Указ от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров», который стимулирует экспортное кредитование, создана система административного сопровождения экспорта, помогающая решать вопросы товарооборота. Есть система выставочной деятельности, которая продвигает нашу продукцию, система информационного продвижения на экспорт, в т.ч. через загранучреждения. То есть поддержка должна включать финансовую, административную, выставочную и информационную деятельность для продвижения продукции. Нужно просто совершенствовать эти направления.
– Каких приоритетов следует придерживаться в территориальном развитии промышленности?
– Первое – это сохранение и развитие крупных, ориентированных на экспорт предприятий. У нас создано 16 холдингов, они должны сохраняться и развиваться, потому что являются базой для существования и развития малых и средних предприятий, которые работают с ними в кооперации.
Второй приоритет – это освоение продукции с высокой добавленной стоимостью, но при минимальных ресурсных затратах.
Третье. Мы создали холдинги, но нам предстоит решить задачу внутрикорпоративного взаимодействия: чтобы управляющая компания (УК) была центром прибыли, а структуры холдинга – центрами затрат, которые занимаются снижением себестоимости и повышением качества, – чтобы вся прибыль концентрировалась в УК и реинвестировалась в наиболее эффективные направления, которые нужны холдингу. Этот территориальный постулат должен быть в основе развития холдингов. Мы будем стараться в регионах искать возможности производить продукцию с более низкой себестоимостью, а реализовывать ее на экспорт через управляющие компании, максимизируя прибыль.