Контрольная деятельность: новые правила c 1 января 2026 года

Порядок осуществления контрольной деятельности в Беларуси, установленный Указом от 16.10.2009 № 510, будет скорректирован. Этот документ утратит силу с 1 января 2026 г. в связи с принятием Указа от 06.06.2025 № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
Основные нововведения
В Указе № 227 предусмотрено, что проверочные мероприятия не должны препятствовать производственно-хозяйственной деятельности.
Проведение проверок и мониторингов по вопросам, относящимся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, не допускается. Ранее запрет касался только проверок.
Субъектов хозяйствования освободили от ведения книги контрольных мероприятий и журнала производства работ. Такие сведения вносятся в интегрированную автоматизированную систему контрольной деятельности.
Контролирующие органы обязаны ознакомить проверяемый субъект с предписанием на проведение проверки, решением о проведении мониторинга или мероприятия технического характера.
Закреплено право профсоюзов на проведение общественного контроля в форме проверки (в порядке, определенном Президентом).
Полномочия контролирующих органов
Транспортную инспекцию наделили правом приостанавливать осуществление перевозок, эксплуатацию транспортных средств при выявлении в ходе проверочных мероприятий нарушений законодательства, создающих угрозу здоровью и жизни населения – до устранения таких нарушений.
Госфармнадзор уполномочили в аналогичных обстоятельствах приостанавливать производство (реализацию) лекарственных средств.
Внеплановые проверки
В перечень оснований для проведения внеплановой проверки в период 2-летнего моратория со дня регистрации субъекта добавлен надзор за соблюдением законодательства о труде. Это поможет своевременно выявлять факты работы без заключения трудовых договоров.
Упорядочено проведение мониторингов
Мониторинг не может быть назначен одним и тем же ведомством в течение года после проверки по данным вопросам. Также одним и тем же ведомством не может проводиться мониторинг одного и того же субъекта (территории) чаще, чем раз в 3 месяца.
Исключения: мониторинги по поручениям Президента, Совмина, Председателя КГК и областных комитетов госконтроля, их заместителей.
По словам председателя КГК Василия Герасимова, Указом № 227 детально учтены мониторинги, чтобы ими не подменяли проверки. Что касается мероприятий технического характера, то если раньше правила для них устанавливал каждый орган, то сейчас будут единые.
При этом мониторинги и мероприятия технического характера (а это проверки лифтов, оборудования, машин) занимают 96% всех контрольных мероприятий.
Мероприятия технического характера
Указом № 227 утверждено Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, которым установлены сроки, права, обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов.
Меры ответственности по результатам мониторинга будут применяться только при неустранении добровольно нарушений в установленный срок при каждом факте их выявления.
Мероприятия технического характера уполномочены проводить:
-
МВД – по вопросам оборота психотропов, труда осужденных, трудовой миграции, охранной деятельности, безопасности дорожного движения;
-
Минздрав – санитарный надзор, обращение лекарств;
-
Минлесхоз – лесные и охотничьи угодья;
-
Минприроды – обследование территорий на предмет загрязнений, охраны растений, соблюдения требований экологической экспертизы;
-
Минсвязи – подключение к сетям электросвязи;
-
Минспорта – физкультурно-спортивные сооружения и места проведения спортивных мероприятий;
-
Минсельхозпрод – обследование сельхозтехники, соблюдение ветеринарных и фитосанитарных норм, оборот зерна;
-
Минтранс – обследование транспортных средств, соблюдение норм перевозок;
-
Минтруда – аттестация рабочих мест;
-
МЧС – гражданская оборона, промышленная и противопожарная безопасность;
-
Минэнерго – обследование энергоустановок и оборудования;
-
Госстандарт – стройнадзор.
Проверяющих обязали определять срок для устранения выявленных нарушений исходя из специфики проблемы. При этом должна учитываться объективная возможность устранить нарушения в поставленный срок.