Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Конкурентоспособность промышленного экспорта зависит и от социальных факторов

Такой лейтмотив звучал в ходе панельной дискуссии о присутствии белорусской промышленности на глобальных рынках. Деловая конференция «Промышленный комплекс в Республике Беларусь», прошедшая 20 мая 2025 г. в Минске, собрала производственников, ученых, представителей бизнес-союзов и органов госуправления.

Приоритеты госполитики по поддержке экспорта

Стратегические приоритеты экспортной деятельности обозначил начальник отдела содействия экспорту Департамента внешнеэкономической деятельности МИД Денис Сидоров. Они очевидны: нарастить долю стран дальней дуги в общем объеме экспорта до 30% к 2030 г. (такая задача вытекает из Программы действий Правительства на 2025–2029 годы), удерживать позиции на российском рынке, а также на традиционных рынках, где удается сохранить присутствие, несмотря на санкции.

Для этого будет совершенствоваться финансовый инструментарий господдержки экспорта. В частности, финансовую поддержку на участие в выставках планируется расширить, сделав возможным ее получение более раза в год одним субъектом хозяйствования и увеличив сумму (конкретные параметры еще прорабатываются).

Начальник управления прогнозирования внешней торговли Минэкономики Юлия Зубарь обратила внимание на то, что у бизнеса появится возможность компенсации расходов на создание инфраструктуры за рубежом, а также нефинансовая поддержка экспортеров в рамках платформы «Одно окно ВЭД», запуск которой планируется в 2026 г.

Видение производственников

Однако как показали выступления представителей реального сектора («БЕЛДЖИ» и «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»), их волнуют далеко не только финансовые механизмы поддержания конкурентоспособности.

Как отметил Геннадий Свидерский, директор совместного белорусско-китайского предприятия «БЕЛДЖИ», выпустившего уже 300 тыс. автомобилей, из которых 200 тыс. было поставлено на экспорт, есть еще аспекты технологические и социальные.

Он пояснил, что обычно иностранные партнеры не готовы делиться передовыми технологическими разработками, но наличие последних на совместных предприятиях является хорошей возможностью прокачать страновой промышленный потенциал, познакомиться с возможностями автоматизированных систем управления производством и качеством, системой бережливого производства. На «БЕЛДЖИ» все они есть, и студенты – будущие машиностроители активно приобщаются к передовому опыту.

В то же время нужен взвешенный подход – что обязательно надо научиться делать своими силами, а что экономически целесообразно продолжать закупать за границей, чтобы не ухудшить конкурентоспособность конечной продукции на глобальных рынках. Например, «БЕЛДЖИ» пытается вместе с учеными Объединенного института машиностроения НАН идти к созданию своего дизайн-центра, чтобы не зависеть только от иностранных разработок. А замещать иностранные автокомпоненты зачастую экономически неоправданно, потому что это негативно влияет на конкурентоспособность.

Но не менее важны социальные факторы: ожидания работников от условий труда, соцпакета на предприятии, их ментальность, которая в конечном счете влияет на корпоративную и производственную культуру.

В частности, был приведен пример, что при одинаковой технической оснащенности автомобильного конвейера в Китае и Беларуси, с учетом разницы в социальных гарантиях (продолжительность отпуска, трудовой смены и т.п.), для его обслуживания понадобится 90 человек в КНР и 120 – в РБ. А это, опять-таки, фактор себестоимости продукции и ее конкурентоспособности на международных рынках. Влияет на нее и отношение работника к труду: готовность поработать сверхурочно при необходимости, готовность искать способ выполнить поставленную задачу, а не доказывать, что она в зоне ответственности другого работника.

Директора «БЕЛДЖИ» поддержала модератор дискуссии Татьяна Сахнович, завкафедрой инженерной экономики машиностроительного факультета БНТУ. По ее словам, белорусские методики организации труда на предприятиях непонятны китайским слушателям, потому что вместо посменной работы, как у нас, они оперируют суточными заданиями, на выполнение которых может уходить до 17 часов. Она отметила также инициативность китайских студентов и аспирантов, которые готовы с помощью ИИ найти нужного специалиста за тысячи километров и добиваться возможности писать научную работу под его руководством.

С важностью социальных факторов в производственной деятельности согласился также Павел Андрейковец, начальник отдела организации инновационной деятельности управления главного конструктора научно-технического центра им. А.Н. Егорова ОАО «БЕЛАЗ», и посетовал на то, что вырастить и закрепить у себя на предприятии профессиональные молодые кадры – достаточно сложная задача.

***

Доводы производственников о том, что наш промышленный экспорт конкурирует на глобальных рынках с продукцией, произведенной в других социальных условиях, где меньше доля соцпакета в себестоимости и есть готовность работать, выходя за формальные рамки, – резонны. Однако очевидно, что искусственно подогнать ожидания трудоспособного населения в Беларуси от работы и работодателя под (условно) китайские стандарты не реалистично, особенно в обстановке постоянного вымывания кадров по отдельным специальностям и профессиям. Поэтому необходимо изыскивать иные источники повышения производительности труда и конкурентоспособности белорусского экспорта – роботизация производства, внедрение инструментов ИИ и т.п.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by