Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кому в Беларуси еще нужен диплом?

Михаил Ковалев, доктор экономических наук, профессор

Министерства труда и образования вносят изменения в важ­нейшие нормативные акты, касающиеся требований к образованию. Вопрос магистратуры, как второй ступени высшего образования, недавно обсуждался на совещании с участием Александра Лукашенко. Но как это движение в «высших сферах» соотносится с фактической ситуацией на рынке труда?

Белорусские работодатели в этом согласны с Президентом: чтобы приступить к работе, достаточно степени бакалавра.

Что конкретно думают люди, реально соприкасающиеся с получением хорошей работы, о необходимости диплома бакалавра или магистра для специалиста, претендующего на высокооплачиваемую должность?

Мы опросили полтора десятка руководителей, собственников, кадровиков. И обнаружили, что это уже даже не второстепенный вопрос. Бизнес интересуют только реальные знания и практический опыт. А как вы называете себя – бакалавром, магистром или еще каким-то модным словом, работодателям все равно.

Формальным требованиям приходится соответствовать очень небольшому количеству людей: аудиторам, налоговым консультантам, высокопоставленным банкирам и т.д.

Приведем некоторые ответы.

Михаил Ковалев, доктор экономических наук, профессор, советник Пред­седателя Прав­ления Нац­банка РБ:

– Магистратура или бакалавриат? Это во­прос, который затрагивает сегодня небольшое количество людей, потому что большую половину выпускников забирает частный сектор, которому диплом зачастую не нужен.

Такого работодателя интересует не диплом, а то, что человек умеет делать. Поэтому то, что придумывают министерства, на основную часть рынка труда напрямую не влияет.

Несколько более сложная ситуация с международным признанием образования. Белорусские дипломы бакалавра признаются в странах ЕС, а дипломы магистра и кандидата наук нет.

Недели две назад я принимал участие в переутверждении диплома председателя правления не самого маленького белорусского банка, который входит в топ-10 по большинству показателей. Там наличие профильного образования для людей такого уровня является обязательным.

Человек защитил магистерскую диссертацию в России, а здесь пришлось перезащищаться, чтобы соответствовать формальным требованиям к топ-менеджерам таких кредитно-финансовых организаций. При этом он получал свою магистерскую степень не в каком-то непонятном второстепенном заведении, а в Финансовой Академии при Правительстве РФ, по рейтингам – четвертом или пятом вузе этой страны. Это, конечно, не совсем нормально. Если мы живем в Союзном государстве, то уж что-что, а дипломы должны признавать.

Есть примеры, когда людей с иностранными магистерскими и другими степенями у нас не переаттестовывали, не признавали их уровень образования. И, соответственно, высокопоставленную должность в бан­ковской системе Беларуси или какие-то другие ответственные посты с жесткими требованиями к образованию они не получали. Например, специалисты из Украины приезжали к нам, успешно защитив там откровенно слабые диссертации. Их, по понятным причинам, не переутверждают. И работу, на которую претендовали, здесь они получить не смогли.

Управление по работе с персоналом ОАО «Банк Дабрабыт»:

– Наш банк заинтересован в трудоустройстве пер­спективных молодых специалистов, поэтому человек с минимальным опытом и даже без него имеет шанс стать нашим со­трудником. Указанные кандидаты могут претендовать на такие долж­ности, как «Специалист центра банковского управления (ЦБУ)», «Оператор кон­такт-центра», «Кас­сир», «Кон­сультант по работе с клиентами» и др.

При этом Банк организовывает внутреннее обучение, по результатам которого принимается решение о приеме соискателя на работу. По мере приобретения профессионального опыта у работников открываются перспективы перехода на новые, более серьезные участки работы внутри Банка.

Отбираются кандидаты, способные наращивать свои компетенции, развиваться на предложенном на­прав­лении. Главные требования при этом – наличие высшего (среднего специального) экономического образования, высокий уровень коммуникативных навыков, заинтересованность в работе в Банке.

При рассмотрении кандидатов из числа отобранных по результатам собеседований на более серьезные позиции дипломы магистра или бакалавра не будут для нас сущест­венным преимуществом. На пер­вом месте, конечно, личностные качества кандидата, его практический опыт и уровень мотивации.

Алексей Немкович, директор кад­рового агентства «Административный Ресурс»Самый необычный ответ дал Алексей Немкович, директор кад­рового агентства «Административный Ресурс»:

– Имеет ли значение для наших сотрудников получение диплома магистратуры? Это важно для самого специалиста. Некоторым нравится учиться и узнавать новое. Особенно в мире, который каждый день ставит перед ними неожиданные, зачастую очень сложные вопросы.

Получая первое высшее образование, человек готовится к прошлому. В первое учебное заведение поступают чаще всего неосознанно: родители сказали, дет­ские предпочтения подтолкнули.

Зрелая же личность поступает в магистратуру сознательно, чтобы получить какие-то конкретные знания и разобраться в том, что будет приносить доход.

Осознанный человек идет в магистратуру именно для себя, чтобы услышать ответы на какие-то вопросы. Каж­дый в этом находит собственный смысл. Его видят люди талантливые и высокообразованные, которые хотят еще больше углубить знания в своей предметной области. И профессионалы со стажем, которые намерены освоить какие-то дополнительные навыки, больше соответствующие сегодняшнему рын­ку труда, чем то образование, которое они получили 15–20 лет назад.

Повторюсь: это нужно не работодателю, а самому специалисту. На рынке труда придется продавать не степень магистра, а те умения и навыки, которые появились в ходе ее получения.

Пятеро из одиннадцати сотрудников компании «Административный Ресурс» (и я в их числе) сейчас учатся в магистратуре. Направления разные: психология, управление персоналом и юриспруденция. Один коллега даже в Китай улетел получать магистерскую степень.

Я учусь на второй ступени высшего образования по специальности «Психология». Для меня окончание магистратуры – это еще и способ написать кандидатскую, а потом, быть может, и докторскую диссертацию. Магистерская работа является трамплином для этого.

К тому же до сих пор в мире есть профессии, требующие обязательного окончания магистратуры. К примеру, практикующие психоаналитики. В США такому специалисту нужно 10 лет учиться, чтобы прос­то получить доступ к пациенту. Это только в фильмах такой стереотип: разглагольствующий мужчина с умным видом, который сидит, закинув ногу за ногу. В жизни же до этой картинки необходимо пройти огромный путь. И белорусского психолога с «корочкой» педуниверситета в США даже близко не подпустят к собственной практике.

Наша родина пока не знает, что с этим делать, поэтому вводится лицензирование юридических или психологических услуг. У нас мало быть юристом или психологом по образованию, человек должен иметь несколько лет опыта. Как будто количество отработанных лет как-то коррелирует с профессионализмом. К сожалению, чаще всего это не так. Есть талантливые молодые люди в 25 лет, а есть неучи и бездари и в 50.

Так что, если человек идет в магистратуру не ради диплома, а ради знаний, то он их получит, даже если там будут не самые лучшие преподаватели и неидеальные условия. Магистратура – это канва, в которой далее человек может развиваться.

А в существующих реалиях, на мой взгляд, ребята поступают в магистратуру, чтобы не идти в армию, а девчонки, родители которых еще год-два способны их содержать, – чтобы не быть «выплюнутыми» в реальный суровый мир. И поэтому сегодня эта вторая ступень высшего образования для 90% специалистов, получающих в Беларуси подобные дипломы, никакого смысла не имеет.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений