Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Вопрос-ответ
18.04.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Компенсация нанимателем расходов на медосмотр

Принимаем на работу продавца с 1.03.2017 г., но до начала работы ему необходимо пройти медосмотр. Медосмотр физическое лицо будет проходить в феврале самостоятельно.

Может ли наниматель компенсировать работнику расходы на медосмотр после оформления на работу?

В соответствии с п. 13 ст. 226 ТК наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в т.ч. организацию проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медосмотров, а также внеочередных медосмотров работников при ухудшении состояния их здоровья.

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры при ухудшении состояния здоровья (ст. 228 ТК).

Согласно п. 3 Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утв. постановлением Минздрава от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47), медосмотры проводятся при выполнении работ, для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний. Виды таких работ приведены в приложении 3 к Инструкции № 47, а именно, прохождение предварительного осмотра необходимо при работах в организациях общественного питания, торговли, в буфетах, пищеблоках, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения и реализации. Таким образом, работникам организации торговли, имеющим контакт с пищевыми продуктами, при приеме на работу необходимо пройти предварительный медосмотр.

По окончании предварительного медосмотра лицу, прошедшему медосмотр, выдается медицинская справка о состоянии здоровья, с указанием годности к работе в данной профессии в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса.

Поскольку при приеме на работу физическое лицо представило справку о состоянии здоровья, нанимателю нет необходимости направлять этого работника еще раз для прохождения медосмотра в медучреждение.

В соответствии со ст. 228 ТК расходы по проведению медосмотров работников несет наниматель. Работником признается лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.

Таким образом, поскольку физическое лицо, проходило медосмотр, не являясь работником организации торговли, наниматель не обязан возмещать ему расходы на медосмотр. Однако он может оказать работнику материальную помощь, возместив стоимость пройденного медосмотра.

Поскольку такого рода матпомощь не предусмотрена законодательством, ее нужно рассматривать как выплату социального характера. Согласно подп. 2.11 п. 2 ст. 153 НК не признаются объектами обложения подоходным налогом доходы в размере стоимости обязательных медосмотров работников, внеочередных медосмотров при ухудшении состояния здоровья работников, оплаченных за счет средств организации или индивидуального предпринимателя (ИП), проводимых в порядке, установленном Минздравом по согласованию с Минтруда и соцзащиты. Поскольку физическое лицо самостоятельно оплачивало медосмотр, данная норма к выплачиваемой матпомощи применена быть не может. В соответствии с подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК освобождаются от подоходного налога с физических лиц следующие доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде матпомощи, подарков и призов, оплаты получаемые от:

– организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП, – в размере, не превышающем 1678 BYN, от каждого источника в течение налогового периода;

– иных организаций и ИП – в размере, не превышающем 111 BYN, от каждого источника в течение налогового периода.

Таким образом, суммы матпомощи, выплачиваемые в качестве возмещения стоимости самостоятельного пройденного медосмотра до приема на работу, освобождается от налогообложения, если они не превышают размер, установленный в подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Суммы превышения будут подлежать налогообложению подоходным налогом в общеустановленном порядке.

Согласно ст. 2 Закона от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утв. постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115).

В соответствии с п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Совмина от 10.10.2003 № 1297, объектом для начисления страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115.

Таким образом, на выплаченную работнику матпомощь в полном размере начисляются взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Матпомощь представляет собой непроизводственные расходы социального характера и, соответственно, не уменьшает облагаемую базу налога на прибыль. Согласно п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102, суммы денежной помощи отражаются в составе прочих расходов по текущей деятельности на субсчете 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». В соответствии с абз. 4 подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК такого рода материальная помощь не учитывается при налогообложении налогом на прибыль.

При этом, согласно п.п. 54 и 59 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах отражаются на тех же счетах бухгалтерского учета, что и выплаты, на которые они начислены (на субсчете 90-10) и учитываются при налогообложении прибыли на основании подп. 3.266 п. 3 ст.129 НК.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by