Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Личное
02.03.2018 4 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №17 (2121) от 02.03.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Коллекторы: взыскать долги по закону

В Беларуси появились случаи взыскания просроченной задолженности с граждан с применением шантажа и угроз. После проверки одной из жалоб Генеральная прокуратура направила в Минюст письмо о необходимости регламентировать работу коллекторских организаций и установить правовые основы деятельности по возврату просроченных долгов физических лиц.

В традиционном понимании коллектор – это сотрудник специализированной организации, которая занимается возвратом просроченной денежной задолженности граждан. В Беларуси их вроде бы и нет, поскольку такая деятельность законодательно не урегулирована. Правда, писем с предложениями «продам долги физического лица, нуждаюсь в коллекторских услугах» в Байнете немало. Встречается и реклама фирм, позиционирующих себя как коллекторские агентства.

В свое время были подготовлены проекты закона и указа, регламентирующих деятельность в этой сфере, но дальше дело застопорилось. Вновь заговорили о проблеме сейчас, когда значительно выросла задолженность физических лиц по кредитам перед банками, а судебные исполнители с возросшим объемом работы не справляются. Оказалось, что к процессу досудебного взыскания таких долгов все чаще подключаются коллекторы. Поскольку некоторые из них действуют отнюдь не в рамках правового поля, в различные инстанции посыпались жалобы.

После проверки одной из них – на частное унитарное предприятие – Генпрокуратура объяснила заявителю, что условия заключенных договоров следует исполнять, т.е. долги надо отдавать. А в адрес директора ЧУП, действия сотрудников которого были явно несоразмерны создавшейся ситуации с задолженностью, ушло письмо о недопустимости нарушений законодательства и прав граждан.

Еще одно письмо было направлено в Минюст – о необходимости регламентирования деятельности коллекторских компаний, которые в настоящее время, как считают прокуроры, фактически бесконтрольны, работают исключительно для достижения максимального результата, применяя порой радикальные, даже жесткие методы воздействия на должников.

Генпрокуратура предложила рас­смотреть вопрос об установлении правовых основ деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств, разработать нормативные правовые акты, которые регламентировали бы ее взыскание и способы взаимодействия с должниками. В письме также идет речь о создании государственного реестра юридических лиц, занимающихся коллекторской деятельностью, и обращается внимание на положительный опыт России, где еще недавно должники на каждом шагу сталкивались с хамством, угрозами и порчей имущества.

Отметим, что в РФ вступивший в силу с 01.01.2017 г. Федеральный закон о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности резко ограничил права коллекторов. В нем по пунктам расписано, при помощи каких методов агентства могут взыскивать долги.

Коллекторы могут звонить неплательщику один раз за сутки либо два раза в неделю, встречаться с ним – не чаще одного раза в неделю. Запрещено любое общение в будние дни ночью с 22.00 до 8.00 и в выходные с 20.00 до 9.00. По прошествии четырех месяцев должник при желании имеет право вообще не общаться с коллектором, перепоручив это адвокату.

О каких нормативных правовых актах идет речь в письме Генпрокуратуры, пока неясно. Но поскольку взят курс на унификацию законодательства с РФ, можно предположить, что будет подготовлен проект закона, аналогичного российскому.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by