Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
АПК
08.06.2004 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Колхозы в законе и вне его

Дискуссия о проблемах реформирования села, развернутая на страницах "НЭГ", касается прежде всего колхозов. Хотелось бы высказать и свое мнение, согласившись с тем, что проблемы села нужно решать комплексно...

Дискуссия о проблемах реформирования села, развернутая на страницах "НЭГ", касается прежде всего колхозов. Хотелось бы высказать и свое мнение, согласившись с тем, что проблемы села нужно решать комплексно. В идеале следует решать даже не проблему села, а общую проблему экономики - неэффективность деятельности субъектов хозяйствования. Не приходит же (к счастью!) в голову законодателю устанавливать различные подходы к реформированию, например, строительной и машиностроительной отраслей. Однако почему-то для колхозов решено придумать особый путь.

Нынешнее правовое положение колхозов - тому подтверждение. Считается, что колхоз - это производственный кооператив. Но если внимательно изучить Указ Президента от 2.02.2001г. № 49 в сравнении с нормами Гражданского кодекса о производственных кооперативах, то становится очевидно, что между колхозами и производственными кооперативами мало общего. Создается ситуация, когда юридические лица, принадлежащие к одной организационно-правовой форме, имеют различный правовой статус. Колхозы как таковые особо не выделены ГК ни при делении юридических лиц по признаку права собственности на имущество, ни по признаку коммерческих - некоммерческих. Слово "колхоз" вообще не упоминается в ГК, поэтому сложно говорить, что в Республике Беларусь существует такой вид юридических лиц, как колхозы.

Однако Примерный устав колхоза, утвержденный упомянутым Указом № 49, содержит нормы, не только дополняющие ГК применительно к регулированию деятельности таких кооперативов как колхозы, но и прямо противоречащие нормам ГК.

Так, Примерный устав неоднозначно трактует вопросы распределения прибыли между членами колхоза. С одной стороны, Примерный устав наделяет общее собрание членов колхоза полномочиями устанавливать порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между членами колхоза, с другой - п. 12.3. устава императивно гласит, что член колхоза имеет право получать в колхозе долю дохода (прибыли) или продукции, подлежащих распределению на его денежные и имущественные взносы. Таким образом, в отличие от обычного производственного кооператива, в котором прибыль распределяется между членами пропорционально внесенному паю, прибыль колхоза автоматически превращается во взносы члена колхоза, увеличивающие его пай. Плохо и то, что законодатель в Примерном уставе не оставляет поля для договорной деятельности членов колхоза.

В Примерном уставе существуют нормы, согласно которым колхоз имеет право привлекать на добровольной основе денежные и имущественные взносы членов колхоза, юридических и физических лиц по решению общего собрания (собрания уполномоченных) членов колхоза и распределять часть доходов или продукции пропорционально размерам этих взносов. Законодатель не поясняет, каков правовой статус таких взносов. Поэтому неясно, почему пропорционально внесенным членом колхоза взносам может выплачиваться часть доходов колхоза, а при отсутствии взносов прибыль не выплачивается, а лишь увеличивает размер пая, то есть распределяется виртуально, на бумаге. Неясно также, почему здесь нарушается принцип распределения доходов в соответствии с трудовым участием члена колхоза, а доходы распределяются исходя из размера взносов? Кроме того, законодатель не отождествляет пай члена колхоза и добровольные взносы, поскольку называет среди источников формирования финансовых ресурсов колхоза наряду с другими паевые и иные взносы членов колхоза. Каково правовое значение иных взносов, не поясняется.

Для граждан - нечленов колхоза и юридических лиц проблема правового статуса добровольных взносов встает еще острее. Является ли этот взнос безвозмездным? В течение какого времени пропорционально взносам распределяется прибыль колхоза? Как быть, если прибыль отсутствует? Подлежит ли распределению пропорционально взносам имущество колхоза при его ликвидации? Перечень вопросов можно продолжать. Они далеко не праздные и требуют ответа, особенно в связи со сложившейся в настоящее время экономической обстановкой в сельскохозяйственном производстве, когда многие промышленные предприятия выделяют колхозам финансовые средства для проведения посевной и уборочной кампаний.

Особенность правового режима имущества колхоза составляет также то, что в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению госорганов может быть изъято у колхоза в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. В отношении имущества юридических лиц иных организационно-правовых форм (и даже иных кооперативов) госорганы не наделены такими широкими, даже чрезвычайными полномочиями. Изъятие, кроме случаев санкции за правонарушение, предусмотрено только для земель, которые нерационально используются, и обосновано особым статусом объекта. Имущество же колхоза не имеет особого статуса по сравнению с имуществом иных лиц, тем не менее принадлежность его именно колхозу предполагает возможность его изъятия.

Следует отметить, что имущество, оставшееся после ликвидации иных кооперативов, распределяется между ними в таком же порядке, что и доходы, то есть пропорционально трудовому участию. Для колхозов согласно Примерному уставу такой принцип не соблюдается. Имущество ликвидированного колхоза отчуждается от его членов иным лицам, да еще и с условием целевого использования. Здесь нарушается основополагающий принцип гражданского права о переходе имущества ликвидированного юридического лица к его учредителям. На наш взгляд, это не может быть оправдано важностью сельхозпроизводства, а ведет свою историю от принципов распоряжения колхозно-кооперативной собственностью.

Порядок распределения имущества ликвидированного колхоза сравним с порядком, предусмотренным для некоммерческих общественных организаций, а конкретно - для фондов. Для фондов данная норма оправдана тем, что согласно ст. 118 ГК фондом признается некоммерческая организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Колхоз же - коммерческая организация, которая без прибыли умирает.

Как видим, особенности правового регулирования колхозов носят дискриминационный характер по сравнению с иными производственными кооперативами. Поэтому они должны быть поставлены в равные условия хозяйствования. В этом случае реформы, направленные на оздоровление экономики создадут благоприятную среду всем производителям. И это будет намного эффективнее метода перетягивания одеяла, поскольку отпадет необходимость государству под маркой обеспечения продовольственной безопасности лоббировать лишь интересы колхозов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by