Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
АПК
11.08.2017 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Колхозы меняют организационно-правовую форму

Отечественный АПК переживает структурные преобразования. Многие сельхозпредприятия в 2014–2016 гг. изменили свою организационно-правовую форму. При этом роль государства еще больше выросла.

Эти перемены были предусмотрены Указом Президента от 17.07.2014 № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)» (далее – Указ № 349), в соответствии с которым колхозы предписывалось преобразовать в хозяйственные общества или коммунальные унитарные предприятия. Конкретная организационно-правовая форма должна была определяться решением общего собрания членов колхоза. Первоначально процесс собирались завершить до конца 2014 г., но затем его перенесли на 1 мая т.г.

При преобразовании в хозяйственное общество доли в уставном фонде (акции) предлагалось распределить между граж­данами – членами преобразуемого колхоза, выразившими письменное согласие выступить учредителями этого общества, и административно-территориальной единицей – районом, на территории которого расположен колхоз. Размер доли района должен быть не меньше значения, соответствующего соотношению между стоимостью неделимого фонда преобразуемого колхоза и размером уставного фонда этого общества. Если долевого фонда нет, то каждому члену колхоза, становящемуся учредителем создаваемого хозобщества, передается 1 акция. Кроме того, колхозникам давалось право внести денежные вклады в уставный фонд создаваемого хозобщества с получением соответствующего количества акций.

Впрочем, перевод колхозов в иные организационно-правовые формы начался задолго до появления Указа № 349. Так, если на начало 2006 г. в республике из 1900 сельхозорганизаций 1108 пред­ставляли собой производственные кооперативы – СПК (т.е. колхозы), 136 – акционерные общества, 78 – ООО и ОДО, а 577 – унитарные предприятия, то к началу 2014 г. из 1497 сельхозорганизаций 510 уже являлись ОАО, 35 – ЗАО, 152 – ООО, 13 – ОДО, 439 – унитарными предприятиями и лишь 348 еще оставались СПК. Таким образом, Указ № 349 лишь закреплял тенденцию ликвидации наследия сталинской коллективизации (см. «ЭГ» № 43 от 13.06.2014 г., № 53 от 22.07.2014 г.).

В соответствии с Указом № 349, если стоимость чистых активов СПК оказывается меньше стоимости неделимого фонда и (или) у колхоза имеются просроченные долги перед бюджетом, отношение которых к выручке за предыдущий год составит не менее коэффициента 0,02, то СПК преобразуется в коммунальное унитарное предприятие или хозобщество, полностью принадлежащее ад­министративно-территориальной единице. Таким образом, колхозники из фор­мальных собственников могут превратиться в миноритариев или просто наемных работников, а влияние местных властей на сельхозпредприятия существенно возрастает – но уже на основе права собственности и корпоративных отношений.

Судя по данным статистики, процесс реализации норм Указа № 349 шел достаточно интенсивно. Количество открытых акционерных обществ в сельском хозяйстве за 4 года выросло с 510 до 680, унитарных предприятий – с 439 до 524, ООО – с 152 до 207, а производственных кооперативов – сократилось в 6 раз: с 348 на начало 2014 г. до 58 на 1.01.2017 г. При этом доля СПК упала в общей численности сельхозорганизаций с 23,2% до 3,8%, тогда как ОАО – выросла с 34,1% до 45,1%, унитарных предприятий – с 29,3% до 34,7%.

Преобразование колхозов в более современные организационно-правовые формы не привело к снижению роли государства в сельском хозяйстве. Напротив, за последние годы она даже выросла. Так, если число сельхозорганизаций государственной формы собственности со­кратилось с 396 в 2011 г. до 289 на 1.01.2014 г., то к началу 2017 г. их было уже 361 (23,9% общей численности), из которых 330 – коммунальные. Количество «частных» компаний с долей госсобственности выросло с 79 до 450 в 2011–2013 гг. и до 674 на начало текущего года (44,7%), тогда как число сельхозорганизаций без доли государства (в т.ч. СПК) сократилось с 993 на начало 2011 г. до 423. Интересно, что за 4 года число компаний, принадлежащих иностранцам, в АПК выросло с 35 до 51, а с долей зарубежного капитала – с 61 до 64.

Гораздо скромнее успехи в привлечении в сельское хозяйство инвесторов. Несмотря на льготы, предусмотренные Указом Президента от 17.07.2014 № 348 «О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса», желающих добровольно приобрести неплатежеспособные сельхозорганизации по-прежнему не видно.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений