Когда у кредитов есть проблемы
Проблемные кредиты, как и необслуживаемые активы, – это две грани одной ситуации в банковской системе, связанной с реализацией неэффективных решений как того, кто получает кредиты, так и тех, кто их выделяет (т.е. банков). И основной удар по банковской системе пришелся на период девальвации 2015–2016 гг., когда проблемная задолженность резко «выстрелила» на фоне существенного «перевеса» валютных кредитов (почти 70%) в портфелях банков над рублевыми. Положение банков ухудшило активное сдерживание девальвационного роста цен и денежного предложения в экономике.
Стремясь сблизить национальные банковские стандарты и подходы со стандартами отчетности по МСФО, а также выполнить стандартам базельской системы для финансовых институтов, с 1 мая т.г. вместо термина «проблемные активы» было введено понятие «необслуживаемые активы». Это позволило чисто технически и одномоментно в разы уменьшить проблемную задолженность банков. Сравните: на 1 мая 2018 г. объем необслуживаемых активов составил лишь 1,7 млрд. BYN, тогда как месяцем ранее общая величина проблемных активов достигала с 5,7 млрд. BYN.
Напомним, что после масштабной передачи с 1 января 2017 г. проблемных кредитов в Агентство по управлению активами их уровень резко снизился, но вскоре вновь стал расти. Пика их величина достигла весной 2017 г., приблизившись к отметке 2,1 млрд. BYN (см. рис.). После чего, чередуя списания, а также переуступку либо перекредитование проблемных кредитов с улучшением экономической ситуации, когда кредитополучатели начинали их погашать, динамика «проблемки» была нисходящей вплоть до достижения минимума в 1,3 млрд. BYN на 01.03.2018 г. Затем последовал очередной скачок к уровню в 1,9 млрд. BYN и умеренное снижение к 1,7 млрд. на начало II полугодия.
Рисунок. Динамика проблемных кредитов банков за период 01.01.2017–01.07.2018 гг., и необслуживаемых активов банков за период 01.05.2018–01.07.2018 г., млн. BYN
О динамике необслуживаемых активов пока говорить не приходится – не хватает информации. Известно лишь, что в мае их уровень вырос на 14%, до 2 млрд. BYN, а в июне он снизился на 7%.
О небольшом улучшении в качестве задолженности (в т.ч. проблемной) можно судить по динамике спецрезервов по активам, подверженным кредитному риску. Так, при росте за два месяца необслуживаемых активов на 6% прироста объема спецрезервов практически не произошло. За это же время активы, подверженные кредитному риску, также практически не увеличились.
Помочь облегчить бремя долгов юридическим лицам (и, с другой стороны, банкам) был призван Указ Президента от 24.05.2018 № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств» (далее – Указ № 200). В соответствии с ним к интересным и новым для нашей финансовой системы механизмам содействия предприятиям по «выкарабкиванию из долговой ямы» можно отнести:
– обмен задолженности по кредитному договору на долю в акционерном капитале предприятия-должника. При этом банки смогут попытаться повлиять на управление юридическим лицом и реализовать мероприятия по улучшению его финансово-хозяйственной деятельности;
– прощение долга (части долга). Можно использовать при отсутствии иных возможностей и перспектив погашения;
– передача задолженности по кредитным договорам одного предприятия (в разных банках) в один банк по цене, определяемой банками в договоре. Оформив совокупность кредитов одним пакетом, новый банк в дальнейшем сможет реструктуризировать такую задолженность, помогая при этом улучшить положение юридического лица.
Все перечисленные механизмы, предложенные Указом № 200, не являются обязательными. Банк сам решает, как ему себя вести, закрепляя это решение в локальных нормативных актах.
Пока же Совмин и Нацбанк при содействии МВФ готовят законопроект, направленный на организацию рынка проблемных долгов, на который возлагаются большие надежды. Кроме того, при поддержке Всемирного банка разрабатывается система урегулирования ситуации с проблемными банками.
До разработки новых подходов быстро и решительно «победить» проблемную задолженность можно либо ее списанием, либо передачей в коллекторское агентство (например, в Агентство по управлению активами). Тогда расходы можно будет отнести на убытки и списать за счет спецрезервов, что, естественно, сократит размер собственного капитала банка.
Примерно с теми же последствиями можно оставить все как есть. Все равно необслуживаемые кредиты покрываются спецрезервами, а их формирование относится на расходы банка, но это «бьет» по нормативному капиталу как источнику покрытия убытков. Добавим сюда расходы по взысканию задолженности, а также на возможное содержание и реализацию имущества должника, переданного банку в счет погашения задолженности, и ситуация станет еще более понятной.