Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
24.03.2017 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Когда кредит отдать не удается

Юридическое лицо – резидент (далее – резидент) заключило кредитный договор с банком Беларуси. В обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору резидент предоставил залог недвижимого имущества. Выяснилось, что резидент не сможет заплатить по кредитному договору. Более того, возникает угроза экономической несостоятельности (банкротства) должника.

Каковы особенности инициации процедуры признания должника экономически несостоятельным (банкротом) по требованию банка в рамках кредитного договора: необходимость наличия судебного акта, вступившего в законную силу, наличие упрощенного порядка?

Банковское законодательство РБ и, в частности, Банковский кодекс (далее – БК) и Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.12.2003 № 226, не устанавливают каких-либо особенностей инициации процедуры признания должника экономически несостоятельным (банкротом) по требованию банка в рамках кредитного договора.

В соответствии со ст. 143 БК при неисполнении (ненадлежащем исполнении) кредитополучателем обязательств по кредитному договору кредитодатель вправе потребовать досрочного возврата (погашения) кредита. Реализуя данную норму, банк с высокой долей вероятности при неисполнении кредитополучателем своих обязательств по кредитному договору воспользуется данным правом и предъявит письменное требование о досрочном возврате (погашении) кредита, т.е. суммы всего основного долга и начисленных процентов.

Банк также вправе применить штрафные санкции, установленные в кредитном договоре. По истечении срока, установленного в требовании банка, вся сумма задолженности будет являться просроченной задолженностью. Руководствуясь законодательством РБ и своими локальными нормативными правовыми актами, банк будет предпринимать активные действия по взысканию просроченной кредитной задолженности. Банк, скорее всего, будет стараться получить исполнительную надпись нотариуса, определение экономического суда о судебном приказе либо решение экономического суда о взыскании просроченной кредитной задолженности. На основании полученных и вступивших в законную силу документов банк постарается инициировать возбуждение исполнительного производства, по итогам которого банком будет приниматься решение о возбуждении процедуры признания должника банкротом.

Инициация процедуры признания должника экономически несостоятельным (банкротом) по требованию банка в рамках кредитного договора установлена Законом от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 415-З).

Упрощенный порядок подачи банком заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) в случае, если должник не находится в ликвидации, законодательством РБ не предусмотрен.

Согласно ст. 12 Закона № 415-З правом на подачу заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) (далее – заявление кредитора) обладают кредиторы, в т.ч. банк.

Основаниями для подачи заявления кредитора являются одновременное наличие следующих обстоятельств:

– наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

– применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 3 месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

– наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 и более базовых величин (БВ), а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, юридическим лицом, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в управлении госорганов или хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных юридических лиц, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и (или) международные заказы, – в размере 2500 и более БВ.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений