$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Когда актов может не быть

02.11.2010

Минфин и МНС во исполнение поручения Совмина от 19.10.2010 № 30/224-1112 совместным письмом № 15-5/840 и № 2-1-9/324 от 21.10.2010 «Об актах выполненных работ, оказанных услуг» в целях обеспечения методологического руководства бухгалтерским учетом, отчетностью и налогообложением в Республике Беларусь разъясняют следующее.

«При отражении в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций по выполнению работ (оказанию услуг), имеющих незначительную стоимость (до 2 млн. Br) по сделке с одним лицом в течение календарного месяца, необходимо руководствоваться следующим.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон) факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, обязательные реквизиты которого определены статьей 9 Закона. Подтверждение факта выполнения работ или оказания услуг оформляется, как правило, актом выполненных работ, оказанных услуг (далее — акт), который должен иметь подписи исполнителя и заказчика. Одновременно акт служит подтверждением полноты и качества выполненных работ (оказанных услуг), используется для исчисления гарантийных сроков, защиты прав потребителей.

Несоставление актов может иметь место только в некоторых сферах экономической деятельности, таких, как услуги связи, аренда, лизинг, прокат, рекламные и другие услуги, при оказании которых заключаются однотипные договоры, в том числе относимые Гражданским кодексом Республики Беларусь к категории публичных.

В случаях, когда стороны договорились не составлять акт, в договоре между заказчиком и исполнителем должен быть указан способ, которым исполнитель информирует заказчика об исполнении работы (оказании услуги). Уведомление может быть направлено заказчику по электронной почте, факсимильной связи и другими способами.

Основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета и принятия к налоговому учету, а также к вычету сумм налога на добавленную стоимость (НДС) по работам, услугам, приобретенным (выполненным, оказанным) без составления акта, являются договоры (в том числе включающие графики арендных (лизинговых) платежей) в совокупности со счетами на оплату и иными аналогичными документами (для плательщиков, определяющих выручку от реализации продукции (работ, услуг) «по оплате», — также платежными инструкциями, подтверждающими оплату работ, услуг). Для принятия к вычету сумм НДС в этих документах следует указывать ставку и сумму НДС.

Документы, служащие основанием для подтверждения факта выполнения работ и оказания услуг, а также для вычета сумм НДС, могут быть как на бумажном носителе информации, так и в электронном виде. Способ передачи документа не является определяющим. Передача таких документов возможна лично, по почте, по факсу, по электронной почте путем предоставления ссылки в сети Интернет или направления по e-mail почте.

До внесения изменений в Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную постановлением Минфина от 30.05.2003 № 89, отражение в бухгалтерском учете операций по расчетным, валютным, специальным и прочим счетам в банке может осуществляться как на основании выписок банка из лицевого счета с приложением платежных инструкций, так и на основании выписок банка с указанием в них реквизитов платежных инструкций и/или информации о банковском переводе, что должно быть предусмотрено в договоре на банковское обслуживание».

ИТАК, сделан еще один шаг в направлении упрощения бухгалтерского и налогового учета. Но следовать по этому пути можно только с большой осторожностью. С одной стороны, ни один нормативный акт не указывает прямо, что акт сдачи-приемки — это первичный учетный документ, и считать его таковым в значении Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» можно только с некоторой натяжкой — равно как и остальные документы, которыми в рассматриваемом письме его предлагается заменять. С другой стороны, согласно ст. 673 ГК заказчик, обнаруживший при приемке недостатки в результате выполненной работы, вправе ссылаться на них только в случае, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. При этом, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший результаты работы без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки. Нужно помнить, что общие положения о подряде (ст.ст.656–682 ГК) применяются к договору возмездного оказания услуг (в т.ч. услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, риэлтерских услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44–47, 49, ГК), если это не противоречит статьям 733–736 ГК, а также особенностям предмета договора.

Кроме того, в некоторых случаях наличие акта, независимо от стоимости работ, прямо предусмотрена гражданским законодательством. Так, согласно п.4 ст.708 ГК при исполнении договора строительного подряда сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Таким образом, отказавшись от составления акта ради упрощения бухучета и сокращения документооборота, можно столкнуться с проблемами неналогового характера — например, если к качеству работ или услуг у заказчика в дальнейшем появятся претензии.

Отдел налогообложения «Экономической газеты»


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях