Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Код Рудого: — страхи плюс память минус культура

Белорусам необходимо повысить спрос на новые ценности, ведущие к экономической свободе. Быть свободным – значит быть рациональным, заявил посол Беларуси в Китае Кирилл РУДЫЙ на презентации своей книги «Потому что так решили мы: поведенческая экономика Беларуси и ее раскодирование».

Новый труд – это продолжение книги «Финансовая диета», в которой К. Рудый два года назад попытался объяснить, что экономический рост не всегда благо, в частности, если он сопровождается чрезмерным ростом долгов. Теперь ситуация в экономике несколько изменилась. За последний год в стране достигнута относительная финансовая стабильность, но многие начинания не доведены до конца, а иные – и не начинались. Еще предстоит разбираться с пенсионной и налоговой реформой, искать пути повышения конкурентоспособности. Между тем долги выросли, госпредприятия не реформировались, рынок труда недостаточно гибкий. Таким образом, по мнению К. Рудого, для успеха «финансовой диеты» не хватило дисциплины.

В новой книге автор попытался развеять три заблуждения: 1) что экономическая политика должна быть рациональной, 2) что она в нашей стране является автократичной и 3) что она работает в совокупности различных решений через технократический под­ход.

Оказывается, бюджетные ограничения не создали стимулы для реформирования госпредприятий. Предполагалось, для того чтобы избежать рецессии при недостаточном финансировании со стороны государства, нужно «открыть» экономику для других денег,  иностранных инвестиций. Но этого не произошло: не экономические стимулы способствовали принятию решений, а культура.

Следующее открытие К. Рудого: экономическая политика в Беларуси «по-своему демократична и зависит от общественного мнения». Проблема лишь в том, что в нашей стране главной целью служит не экономика, а другие приоритеты. При этом технократический подход в отечественной экономической политике тоже не работает. Поэтому автор книги предлагает взглянуть на экономику с социологической точки зрения, т.к. культура определяет наше экономическое поведение.

Собственно говоря, такой подход – один из самых популярных в современной экономической науке. Не случайно именно за исследования в сфере поведенческой экономики в последние годы так часто дают нобелевские премии. Правда, в Беларуси как власти, так и бизнес, и многие эксперты, похоже, мало знакомы с трудами Д. Канемана, Г. Беккера, Р.Талера, Г. Саймона, Д. Ариели и других корифеев в этой специфической области.

Частично этот пробел попытался восполнить К. Рудый. По его мнению, на поведение белорусов в бизнесе прежде всего влияет общественная память о войне. Она порождает страхи, понижает уровень ожиданий, является ориентиром для сравнения и оценки текущей ситуации. Второй фактор – прочные семейные узы. У нас он сужает круг доверия, повышает недоверие к иностранцам. Третий фактор – страх. Мы боимся всего: девальвации, потери сбережений и работы… Такие фобии ограничивают свободу, уменьшают «ап­петит к риску» и «возврат на капитал».

Четвертый фактор – слабое ощущение частного пред­принимательства, что тоже связано с культурным наследием. При этом одна из главных особенностей поведения белорусов в экономике, по мнению К. Рудого, это двойные стандарты. Дескать, «мы не западные и не русские». Это порождает колебания в экономической политике, а заодно – двойные возможности для работы «на два фронта».

Вторая особенность – патернализм, зависимость от государства. Третья – ориентация на советское прошлое, сохранение его наследия. При этом подобная политика двунаправленности становится популярной.

Есть возможность «декодировать» наши ценности в другие – через образование, верховенство закона и т.п., полагает автор книги. Нужно лишь наличие спроса и пред­ложения. Скажем, если спроса на образование нет, а на инновации его недостаточно, то на первый план выходит не­рациональность. При этом стра­на пытается зарабатывать не на создании добавленной стоимости, а на проедании ранее созданных ресурсов, социального капитала. Поэтому необходимо повысить спрос на новые ценности, которые ведут к экономической свободе, считает г-н Рудый.

Корреспондент «ЭГ» попытался перевести этот тезис в практическую плоскость. Как, например, «раскодировать» поведение Минфина, который продолжает наращивать гос­долг, хотя платежный баланс вроде бы сбалансирован. В ответ К. Рудый заявил, что «деньги надо брать не когда надо, а когда дают». Сейчас на финансовом рынке лучшее время, когда можно взять дешевые деньги, и за их счет вернуть дорогие долги.

Очевидно, в данном случае предложение денег определяет спрос. Не произойдет ли то же самое с ценностями, которым посвящена книга?

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений