Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КоАП «подобреет»: вступают в силу поправки, смягчающие ответственность

Закон от 08.01.2018 № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон № 95-З), по мнению Совмина, призван способствовать улучшению делового климата и развитию предпринимательской инициативы в стране. Остановимся на основных новациях этого документа, который вступит в силу с 31 января 2018 г.

При подготовке изменений в КоАП и ПИКоАП Правительство обещало существенно сократить сферу применения института конфискации, который нередко приводит к банкротству субъектов хозяйствования.

И действительно, после вступления в силу Закона № 95-З существенно сократится сфера применения не только института конфискации, но и института обращения в доход государства имущества в случае неустановления лица, совершившего правонарушение, – за правонарушения, связанные с осуществлением экономической деятельности (в области предпринимательской деятельности и против порядка таможенного регулирования).

Исключено административное взыскание в виде конфискации за совершение субъектами хозяйствования правонарушений, предусмотренных следующими нормами КоАП:

– ч. 4 ст. 12.17 (приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка, т.е. без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов);

– ч. 5 ст. 12.21 (производство юридическим лицом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий без распределенных ему частей квот на их производство или сверх распределенных частей квот);

– ч. 5–7, 9 и 11 ст. 12.23 (нарушение порядка оборота, перемещения, транзита алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий);

– ч. 1 ст. 12.30 (незаконное обращение нефтяного жидкого топлива);

– ст. 12.35 (нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками);

– ст. 14.2 (недоставка, выдача или передача без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров или утрата документов на них);

– ст. 14.3 (покидание пункта ввоза или вывоза до завершения в отношении товаров таможенных операций, связанных с выпуском этих товаров);

– ст. 14.4 (нарушение порядка убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС);

– ст. 14.5 (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров);

– ст. 14.7 (использование находящихся под таможенным контролем транспортных средств в нарушение установленного законодательством порядка).

Взамен конфискации в санкциях указанных норм установлен штраф, размер которого определяется в процентном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения.

С учетом принципов кодификации законодательства, предполагающих систематизированное изложение правовых предписаний, из ч. 4 ст. 12.17 КоАП исключен квалифицирующий признак «реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета госконтроля». Соответствующее противоправное деяние подпадает под универсальную норму ст. 23.1 КоАП (в новой редакции), предусматривающую в т.ч. ответственность за неисполнение письменного требования о реализации товаров (работ, услуг), вынесенного в соответствии с законодательным актом уполномоченным должностным лицом госоргана.

Согласно п.п. 1 и 4 ст. 10.27 ПИКоАП обращение в доход государства предмета административного правонарушения при неустановлении лица, совершившего правонарушение, допускается только в двух случаях: если такое имущество запрещено к обороту и при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП (перемещение товаров через таможенную границу вне пограничных пунктов пропуска либо с сокрытием от таможенного контроля, т.е. с использованием тайников и других способов, затрудняющих их обнаружение).

Отметим также, что вместо обязательной вводится альтернативная конфискация имущества в санкциях ч. 1, 3 и 6 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.29, ч. 3 ст. 12.30, ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.5, ст. 17.10, ч. 2 ст. 17.11 КоАП. А из ст. 6.12 КоАП исключено примечание, запрещающее замену конфискации на взыскание стоимости в отношении административных таможенных правонарушений. Эта мера позволит при рассмотрении таких дел учитывать права и законные интересы собственников транспортных средств, которые осуществляют их передачу во владение и пользование иным лицам во исполнение гражданско-правовых договоров, например, по договору лизинга.

Законодатели наконец-то обратили внимание на так называемую  двойную ответственность независимо от степени общественной опасности и причиненного вреда, когда одновременно наказывается и субъект хозяйствования, и непосредственно виновный работник. Причем речь идет о большинстве нарушений, в т.ч. формальных, в экономической сфере.

Законом № 95-З за малозначительные деяния, формальные проступки, не связанные с причинением имущественного и иного существенного вреда, устанавливаются критерии, при наличии которых к административной ответственности будет привлекаться только виновный работник организации (а не одно­временно работник и субъект хозяйствования).

Поэтому ст. 8.8 из КоАП исключена, а ст. 4.8 (общие положения об ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) как субъектов хозяйствования) изложена в новой редакции.

В соответствии с ней субъект хозяйствования (ИП и юридическое лицо) несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи, и при этом установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств, свидетельствующих о существенном характере вреда, причиняемого правонарушением:

– причинен вред жизни или здоровью населения либо создана угроза причинения такого вреда;

– причинен имущественный вред в размере свыше 40 базовых величин (БВ);

– стоимость предмета административного правонарушения превышает 40 БВ;

– сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает 40 БВ, в случаях, когда в санкции нормы об ответственности предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода;

– сумма дохода превышает 40 БВ, в случаях, когда в санкции нормы об ответственности предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;

– в санкции нормы об ответственности предусмотрена обязательная конфискация.

При отсутствии вышеперечисленных обстоятельств ответственности будут подлежать: виновный работник юридического лица (а не одновременно работник и субъект хозяйствования), ИП в пределах санкций, предусмотренных для физического лица, не являющегося ИП (т.е. в тех же размерах, что и работник юридического лица при таких обстоятельствах), а не в повышенном размере.

Вышеуказанные условия привлечения субъектов хозяйствования к ответственности распространяются на случаи совершения правонарушений, предусмотренных главами 11–14 КоАП, поскольку именно в них содержится основная масса норм об административной ответственности в экономической сфере (правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования) за отдельными исключениями.

Данные исключения изложены в новой редакции ч. 4 ст. 4.8 КоАП и обусловлены, по мнению разработчиков Закона № 95-З, особой важностью охраняемых соответствующими нормами КоАП отношений – связанных с расходованием бюджетных средств, уплатой налогов, защитой прав граждан, противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности.

В отдельных нормах, ранее содержавших санкции только для субъектов хозяйствования, которые теперь освобождены от ответственности за не связанные с причинением существенного вреда проступки, установлены санкции для физических, в т.ч. должност­ных, лиц. Соответствующие корректировки внесены в санкции ст.ст. 11.8–11.10, 11.32, 11.36, 11.38–11.40, 11.47, 11.66, 12.4, 12.15, 12.19, 12.20, 12.30, 12.35, 12.39 и 12.44 КоАП. При этом нижний предел размера штрафа не устанавливается.

В Закон № 95-З включен ряд изменений, предложенных МНС и ГТК.

Действовавшей до сих пор редакцией ст. 5.5 КоАП исключалась наказуемость за неуплату налогов в относительно незначительном размере при условии устранения нарушения в течение 3 дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Беларуси.

Напомним, что единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности определен Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). Следовательно, положения ст. 5.5 КоАП до сих применялись только при проведении проверок в соответствии с данным актом. Вместе с тем налоговыми органами проводятся проверки также в соответствии с Налоговым кодексом, в частности, выездные проверки плательщиков в связи с их ликвидацией (прекращением деятельности), на которые положения Указа № 510 не распространяются. Таким образом, при наличии аналогичных обстоятельств вопрос о применении административной ответственности зависит от того, в соответствии с каким законодательным актом проведена проверка.

Сфера действия ст. 5.5 КоАП (иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением) теперь распространяется на случаи проведения проверок не только в соответствии с Указом № 510, но и с иными законодательными актами, а также на случаи, связанные с таможенными платежами.

Как считают в МНС и ГТК, эта новация будет «оптимизировать» ответственность и настраивать субъекты хозяйствования на немедленное погашение возникшей задолженности по уплате налогов и таможенных платежей.

Необходимость корректировки абз. 2 ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП (неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа) обусловлена следующим. На практике часто воз­никают ситуации, когда плательщики, направив свое­временно платежные поручения к текущим (расчетным) счетам, т.е. к счетам, на которые поступает выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), не направляют поручения к другим счетам, например, к депозитному или временному, поскольку на них либо нет денежных средств, либо имеется незначительная сумма, которой недостаточно для исполнения налогового обязательства. При этом в действиях плательщиков нет умысла на неисполнение налогового обязательства. Внесенное изменение по­зволит исключить формальное привлечение плательщиков к административной ответственности за неуплату (неполную уплату) налогов в указанном случае.

Изменение ч. 1 ст. 13.4 КоАП (нарушение срока предоставления налоговой декларации (расчета)) связано с переходом налогоплательщиков на предоставление деклараций (расчетов) в форме электронного документа, что требует от них определенных технических навыков. Последними обладают не все, в связи с чем санкция ч. 1 ст. 13.4 КоАП  дополняется взысканием в виде предупреждения. Судя по пояснениям представителей МНС, на предупреждение вместо штрафа в данном случае сможет рассчитывать старшее поколение (в основном бухгалтеры, ведущие учет на средних и малых предприятиях). С учетом формального характера правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 ст. 13.4, из санкций этих норм исключены положения, определяющие взыскание для юридического лица, ответственность несут виновные должностные лица.

Смягчаются санкции ч. 1 ст. 13.8 КоАП (непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля). В их число введено предупреждение, а также снижен верхний предел штрафа  – с 30 БВ до 20 БВ. Нижний предел остался прежним – 2 БВ.

Дополнено примечание к ст. 14.5 КоАП (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) нормой, предусматривающей освобождение от административной ответственности за недекларирование (ч. 1 этой статьи) и недостоверное декларирование (ч. 3) товаров при условии, что субъект хозяйствования самостоятельно выявил такие нарушения, добровольно сообщил об этом в таможенный орган и исправил ошибку. Для закрепления процессуальных оснований освобождения от ответственности в указанных случаях ст. 9.6 ПИКоАП дополнена таким новым обстоятельством, исключающим административный процесс, как наличие оснований для освобождения от административной ответственности, предусмотренных статьями Особенной части КоАП (п. 11 ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 9.6 ПИКоАП).

По предложению Национального центра законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) уменьшены размеры имущественных взысканий за правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 11.16 (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов), ч. 1 и 2 ст. 11.37 (превышение сроков проведения внешнеторговых операций), ст.ст. 12.3 (нарушение порядка сдачи лома черных и цветных металлов и их отходов), 12.7 (незаконная предпринимательская деятельность), ч. 4 ст. 12.19 (нарушение порядка расчетов), ст. 23.18 КоАП (нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности).

Санкции ст. 11.44 КоАП (нарушение сроков пред­ставления статистической декларации) и ч. 9 ст. 13.6 КоАП (неуплата или неполная уплата таможенных платежей) дополнены административным взысканием в виде предупреждения. Как пояснил депутатам на сессии директор НЦЗПИ Вадим Ипатов, такая корректировка позволит не налагать имущественное взыскание за нарушения, которые не наносят значительный вред охраняемым законом интересам. Вместе с тем предупреждение будет являться мерой административного воздействия в целях предотвращения новых правонарушений.

Кроме того, из санкций ст. 11.44 КоАП исключены положения, определяющие взыскание для ИП и юридического лица. Ответственность будет нести виновное физическое лицо, в т.ч. ИП и должностное лицо юридического лица.

Изменена редакция ст. 11.54 КоАП (неуплата или неполная уплата обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование): снижены пределы штрафа для должностных лиц – теперь они составляют от 2 до 20 БВ (было от 7 до 30 БВ); исключена наказуемость за неуплату взносов в относительно небольшом размере (административная ответственность наступает при превышении суммы в 10 БВ). Примечанием к статье исключается наказуемость при относительно небольшом нарушении срока уплаты – если взносы уплачены в полном объеме не позднее дня выплаты заработной платы.

Снижены размеры штрафа за совершение правонарушений в сфере регулирования рынка ценных бумаг, предусмотренных ст.ст. 11.9 и 11.10 КоАП.

Исключены из КоАП не востребованные в право­применительной практике формальные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 11.3, ст.ст. 11.6, 11.28, 11.46, 11.48, 11.49, 12.34 и ч. 5 ст.12.17.

Также исключено формальное правонарушение, предусмотренное ст. 11.19 КоАП (нарушение срока постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов). Ведь в данном случае при наступлении реальных последствий в виде неуплаты или неполной уплаты в установленный срок обязательных страховых взносов виновные лица все равно подлежат привлечению к ответственности по ст. 11.54 КоАП.

Ряд изменений вызван необходимостью согласования норм КоАП и ПИКоАП с актами Президента. Так, в целях реализации положений Указа Президента от 15.03.2016 № 97 КоАП дополняется ст. 11.82: сельхозорганизации в случае нецелевого использования средств от продажи жилых помещений грозит штраф в размере от 50 до 100 БВ.

Новой редакцией ст. 23.8 КоАП (нарушение порядка работы с имуществом) предусмотрена ответственность юридического лица за неисполнение обязанностей, закрепленных п.п. 18, 48, 80, 118 и 129 Положения о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утв. Указом Президента от 19.02.2016 № 63. Так, нарушение порядка учета, хранения, оценки такого имущества приведет к наложению штрафа в размере до 30 БВ, нарушение сроков перечисления в бюджет или на счет уполномоченного органа денежных средств, полученных от его реализации, либо нарушение установленного порядка реализации (иного использования) такого имущества – штрафа в размере до 20 БВ, а на ИП или юридическое лицо – до 50 БВ. Предусмотрена также ответственность за неисполнение юридическим лицом обязанности получить имущество, передаваемое ему в установленном порядке для реализации, промышленной переработки (в т.ч. утилизации), уничтожения, либо направления специалиста (товароведа) для приемки имущества для его последующего учета.

Корректировка ст. 23.23 КоАП и ст. 3.30 ПИКоАП обусловлена нормами Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утв. Декрет Президента от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Положение). Положением устанавливается обязанность по целевому использованию приобретенного за счет иностранной безвозмездной помощи имущества, а также определены сроки предоставления в Департамент по гуманитарной деятельности документов по вопросам ее регистрации и целевого использования. В связи с этим Департамент наделяется полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 23.16 КоАП (непредставление документов, отчетов и иных материалов).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by