КоАП-2021: административная ответственность хозяйствующих субъектов
Новации нового Кодекса об административных правонарушениях, связанные с изменением основных правил привлечения к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, комментирует доцент юридического факультета Белгосуниверситета кандидат юридических наук Алексей ЛУКАШОВ.
В КоАП от 06.01.2021 № 91-З (КоАП-2021) впервые предусматривается категоризация правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три группы (категории): административные проступки; значительные административные правонарушения; грубые административные правонарушения.
От категории правонарушения зависит характер применяемых мер воздействия, определяются сроки, по истечении которых индивидуальный предприниматель (ИП) или юрлицо считаются не подвергавшимися административному взысканию (ст. 4.9), а также условия освобождения от административной ответственности с применением такой профилактической меры воздействия, как предупреждение (ст. 8.3).
К административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем для ИП 25 базовых величин (БВ), для юрлица – 50 БВ.
За значительные административные правонарушения предусмотрено наложение административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции или дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем для ИП 25 БВ, для юрлица ‒ 50 БВ.
За грубые административные правонарушения грозит административное взыскание в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а их повторное совершение влечет уголовную ответственность. Применительно к юрлицам грубым административным правонарушением будет признаваться только такое, за которое в санкции предусмотрено наложение административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью (в КоАП от 21.04.2003 № 194-З (КоАП-2003) санкции с таким видом административного взыскания в отношении юрлиц не предусмотрены), а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность (например, перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне определенных законодательством мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является грубым административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 15.1 КоАП-2021, а в случае его совершения повторно в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение – преступлением, предусмотренным ст. 2281 УК).
За совершение административного проступка при наличии условий, предусмотренных ч. 1 ст. 8.3 КоАП-2021, административное взыскание не налагается, лицо освобождается от ответственности и письменно предупреждается о недопустимости противоправного поведения с его стороны и правовых последствиях повторного совершения данного правонарушения (ст. 5.3).
Предупреждение не является административным взысканием. Так как ему придан статус профилактической меры, вынесение лицу предупреждения не будет считаться привлечением его к административной ответственности.
За совершение значительного административного правонарушения лицо может быть освобождено от ответственности с вынесением предупреждения либо привлекается к ответственности в соответствии с решением лица, ведущего административный процесс, с учетом обстоятельств, предусмотренных в ч. 2 ст. 8.3 КоАП-2021.
При наличии специального условия
В новом КоАП сохранен подход, в силу которого за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 12.2, ст.ст. 12.8, 12.10, 12.18, 12.19, ч. 1 ст. 12.23, ст.ст. 12.25 и 12.28), в области предпринимательской деятельности (за исключением правонарушений, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 13.5, ч. 1 и 2 ст. 13.6, ст.ст. 13.22, 13.32 и 13.33, ч. 2 ст. 13.34), против порядка налогообложения (за исключением правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.4, ч.ч. 1 и 2 ст. 14.5 и ст. 14.8) и против порядка таможенного регулирования административная ответственность ИП и юрлиц наступает при наличии специального условия, представленного в виде одного из 6 обстоятельств:
1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения такого вреда;
2) совершенным деянием причинен имущественный вред в размере, превышающем 40 БВ;
3) стоимость предмета административного правонарушения превышает 40 БВ;
4) сумма сделки, внешнеторговой операции, выручки либо дохода в совокупности превышает 40 БВ – в случаях, когда в санкции штраф определяется в процентном либо кратном отношении к сумме выручки, сделки, внешнеторговой операции либо дохода;
5) сумма дохода превышает 40 БВ – в случаях, когда в санкции предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;
6) в санкции предусмотрено обязательное применение конфискации.
Даже если ИП не указан в санкции
Расширена сфера применения административной ответственности ИП (согласно базе данных ЕГР на 05.01.2021 в Беларуси работает 271 152 ИП).
По КоАП-2003 административная ответственность ИП наступала только в случаях, когда совершенное им административное правонарушение было связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, имелось названное выше специальное условие и ИП был указан в диспозиции статьи Особенной части КоАП и (или) санкции.
Новый КоАП установил, что ИП подлежит административной ответственности также и в случаях, когда он не указан в диспозиции статьи Особенной части КоАП и (или) санкции, если совершенное им административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и имелось указанное выше специальное условие.
Без установления вины юрлица
Не изменились принципиально рамки административной ответственности юрлиц (их число согласно базе данных ЕГР на 05.01.2021 составило 155 511), хотя решен этот вопрос достаточно своеобразно.
КоАП-2021 отказался от необходимости установления вины юрлица в совершении правонарушения, т.е. установления того, что юрлицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 КоАП-2003).
По новому КоАП юрлицо несет административную ответственность, если такое лицо названо в санкции, имеется указанное выше специальное условие (что было предусмотрено и в КоАП-2003), и данным лицом не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Иными словами, исключив требование об установлении вины юрлица, законодатель сохранил применявшиеся ранее условия административной ответственности юрлиц.
Кто и как определяет, подлежит ли юрлицо административной ответственности
Часть 4 ст. 1.4 КоАП-2021 содержит норму, согласно которой административная ответственность юрлица может наступать в случаях, предусмотренных КоАП, когда ответственность виновного работника этого юрлица, исходя из задач и принципов КоАП, недостаточна ввиду причинения административным правонарушением значительного вреда охраняемым интересам. В этих целях КоАП определяет соответствующие основания и условия административной ответственности юрлица.
Другими словами, указанное требование адресовано законодателю. Нужна ли или не нужна административная ответственность юрлица за совершенное работником юрлица соответствующее административное правонарушение определяет законодатель путем указания на юрлицо в качестве субъекта административной ответственности в санкции. Если в санкции упоминание о юрлице не содержится, оно не может быть привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, совершенное его работником.
К сожалению, законодатель сохранил имевшуюся в КоАП-2003 норму, согласно которой привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юрлица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юрлицо (ч. 2 ст. 4.6 КоАП-2021). Следуя этой норме, осуждение руководителя юрлица за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов по ст. 243 УК не освобождает юрлицо от административной ответственности по ч. 7 ст. 14.4 КоАП-2021 за неуплату или неполную уплату плательщиком суммы налога, сбора, совершенные должностным лицом юрлица умышленно.
По сути, в таком случае и должностное лицо юрлица, и юрлицо привлекаются к разным видам ответственности за одно и то же деяние, совершенное должностным лицом юрлица. Однако одно и то же деяние не может быть одновременно преступлением (применительно к должностному лицу) и административным правонарушением (применительно к юрлицу). Утверждение обратного, узаконенное в ч. 2 ст. 4.6 КоАП-2021, противоречит принципам как административной ответственности, закрепленным, в частности, в ст. 1.3, 2.1 КоАП-2021, так и уголовной ответственности, изложенным, в частности, в ст.ст. 1– 3, 10, 11 УК. Увы, оценка рассматриваемой нормы ч. 2 ст. 4.6 КоАП-2021 отсутствует в решении Конституционного суда от 28.12.2020 № Р-1247/2020 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».
Одни составы нарушений исключили, другие добавили
Существенно снижено количество административных правонарушений, за совершение которых установлена административная ответственность юрлиц (более чем на 15% в сравнении с КоАП-2003). Например, устранена административная ответственность за невыплату заработной платы в срок, нарушение порядка открытия счета плательщику.
В то же время новеллы КоАП-2021 связаны не только с устранением административной ответственности ИП и юрлиц, но и с ее установлением. Например, ст. 24.59 введена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юрлица (штраф на юрлицо в размере до 200% от стоимости переданных материальных ценностей, предоставленных выгод имущественного характера, но не менее 50 БВ), в нескольких статьях появилась административная ответственность ИП и юрлиц за действия, связанные с невыполнением мер, направленных на противодействие финансированию террористической деятельности, легализации доходов, полученных преступным путем, с финансированием такой деятельности, легализацией преступных доходов (например, в ч. 1 ст. 12.23 штраф на ИП в размере от 50 до 500 БВ, на юрлицо – от 50 до 1 000 БВ).
Штрафы минимальные и максимальные
Новым КоАП для юрлиц снижен минимальный размер штрафа с 10 до 5 БВ. Для ИП сохранено правило о минимальном размере штрафа: не менее 2 БВ. За нарушение порядка налогообложения и для ИП, и для юрлиц минимальный размер штрафа не может быть менее 0,1 БВ (льготная норма в сравнении с КоАП-2003).
Максимальный размер штрафа, исчисляемого в БВ, для юрлиц остался прежним (не более 1 000 БВ), для ИП – дифференцированным: не более 500 БВ за нарушение законодательства о труде, правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, а также за правонарушения против порядка налогообложения, порядка управления; не более 200 БВ за иные нарушения.
В отличие от КоАП-2003 новый КоАП не предусматривает дифференциацию максимального размера штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции либо дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг). Для всех видов административных правонарушений максимальный размер такого штрафа не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции либо дохода, разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Предоставляемые КоАП широкие возможности налагать на ИП и юрлица штрафы в столь значительном размере без учета имущественного положения ИП и финансово-экономического состояния юрлица приводят на практике к тому, что уровень исполнения постановлений о наложении штрафов из года в год остается неудовлетворительным. Например, по ст. 11.54 КоАП-2003 (неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование) в 2020 г. было наложено штрафов в размере 3,9 млн. руб., а взыскано лишь 1,6 млн. руб., в 2019 г. – соответственно 4,8/2,0 млн. руб.
Для ИП и юрлиц установлен единый срок, в течение которого они могут привлекаться к административной ответственности: 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения (в КоАП-2003 он был дифференцированным в зависимости от вида правонарушения). Такой же 3-летний срок установлен и для должностных лиц юрлиц. Однако для административных правонарушений, совершенных до 01.03.2021, должны применяться более льготные сроки (соответственно 2 года и 2 месяца), предусмотренные ст. 7.6 КоАП-2003.
Переходные положения
В соответствии со ст. 1.9 КоАП-2021 ИП и юрлица не подлежат административной ответственности за предусмотренные КоАП-2003 нарушения, совершенные до 01.03.2021, если новый кодекс устранил противоправность соответствующего деяния или отменил административную ответственность.
За совершенные до 01.03.2021 административные правонарушения, предусмотренные КоАП-2003, ИП и юрлица подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП-2021, если этим кодексом ответственность смягчена или иным образом улучшено положение лица, совершившего правонарушение.
Так, например, согласно ст. 11.54 КоАП-2003 неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет ФСЗН на сумму более 10 БВ влекли наложение штрафа на ИП или юрлицо в размере 20% от неуплаченной суммы указанных взносов. По ст. 12.15 КоАП-2021 неуплата или неполная уплата в установленный срок таких взносов не влечет административной ответственности юрлица. Следовательно, если этот неплатеж юрлицо совершило до 01.03.2021, то сейчас оно не подлежит административной ответственности. Если в отношении юрлица был начат административный процесс, то данное дело об административном правонарушении подлежит прекращению с 01.03.2021.
Ответственность ИП за указанное правонарушение, совершенное до 01.03.2021, не исключается. Однако ввиду смягчения административной ответственности за это правонарушение ИП может быть подвергнут штрафу в размере от 2 до 20 БВ, следуя санкции ст. 12.15 КоАП-2021, а не в размере 20% от неуплаченной суммы указанных взносов, как было предусмотрено ст. 11.54 КоАП-2003. При этом суд, назначая штраф, должен при определении размера налагаемого на ИП штрафа в интервале от 2 до 20 БВ не выйти за пределы 20% от неуплаченной суммы указанных взносов. Действует следующее из содержания ст. 1.9 КоАП-2021 правило: применение норм нового КоАП при наложении административного взыскания не должно привести к применению штрафной санкции более строгой в сравнении с той, которая действовала ранее.
Например, когда неуплаченные взносы составят 45 БВ, что в пересчете на 20% от неуплаченной суммы указанных взносов составит 9 БВ (45 х 20 : 100 = 9), то размер штрафа, который может применить суд в размере от 2 до 20 БВ, следуя санкции ст. 12.15 КоАП-2021, не может превышать 9 БВ. Суд при назначении штрафа ИП будет определять размер штрафа, действуя в интервале от 2 до 9 БВ. Применить верхний предел штрафа (свыше 9 и до 20 БВ) в данном случае нельзя, поскольку судом будет применена более строгая штрафная санкция не действующей с 01.03.2021 нормы ст. 11.54 КоАП.
В соответствии с Законом от 06.01.2021 № 93-З «О введении в действие кодексов» с 01.03.2021 подлежат прекращению не только дела об административных правонарушениях, которые согласно КоАП, другим законодательным актам, предусматривающим административную ответственность, не являются административными правонарушениями, но также дела, по которым истекли установленные ст. 7.6 КоАП-2021 сроки наложения взысканий. Как представляется, в части сроков наложения взысканий приведенная норма Закона № 93-З не соответствует предписаниям ч. 2 ст. 1.9 КоАП-2021, по смыслу которой запрещается применять новый закон, предусматривающий более длительные сроки наложения взысканий к правонарушениям, совершенным до 01.03.2021. Поэтому для административных правонарушений, совершенных до 01.03.2021, должны применяться более льготные сроки, предусмотренные ст. 7.6 КоАП-2003. Прискорбно, что и по этому принципиальному вопросу Конституционный суд не посчитал нужным высказаться в решении от 28.12.2020 № Р-1249/2020 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О введении в действие кодексов».
С 01.03.2021 не подлежат исполнению неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий за совершение деяний, не являющихся в настоящее время административными правонарушениями. Вынесенные до указанной даты и неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий подлежат пересмотру в случаях, когда нормы КоАП-2021 улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами КоАП-2003.