Кирилл Голуб: — В Беларуси нужно разобраться с правоприменительной практикой
Декрет №8 «О развитии цифровой экономики» запустил в Беларуси применение элементов английского права при осуществлении сделок и активизировал процесс появления национальных стандартов привлечения и освоения венчурных инвестиций. В феврале даже появилась информация о том, что Банк развития совместно с другими государственными органами инициирует изменения в законодательство, которые отрегулируют деятельность венчурных фондов с точки зрения получения конечной выгоды для инвестора.
Но в результате эскалации политического кризиса под вопросом само функционирование ИТ–сферы. А атмосфера нестабильности пугает инвестора не отсутствием законов (они как раз есть), а своей правоприменительной практикой, которая сейчас трактуется не в пользу гражданина / бизнесмена. Состояние венчурного инвестирования в Беларуси оценил бизнесмен и инвестор Кирилл ГОЛУБ.
«Год был сложный, год был непростой. Этот тезис можно считать эвфемизмом, который описывает реальную ситуацию в Беларуси. Весной пандемия усложнила привычный механизм ведения дел, бизнес привык проводить переговоры лично и строить свой нетворкинг по-другому».
Август 2020 г. подлил масла в огонь в виде внутриполитического противостояния. Преследования представителей ИТ–индустрии, уголовное производство против сотрудников компании PandaDoc показало, что ИТ–бизнес, далекий от политики, стал ее частью.
«То, что мы осознанно строили десятилетие – вектор усилий профессионального ИТ–сообщества и бизнесменов, сонаправленный с государством, сейчас утрачен.
За 10 последних лет белорусским властям удалось добиться серьезного доверия среди профессионального ИТ–сообщества. К 2020 г. это доверие распространилось и на западных игроков (инвесторов – ред.). Неплохо удавалось размещать белорусские евробонды, пусть доходность была не самая выгодная для Минфина. Но был позитив. И Беларусь заслужила бренд государства, которое отвечает по своим внешним обязательствам».
Также следует отметить, что ИТ–бизнес планомерно наполняла «новая кровь» в виде устойчивого потока топовых специалистов из ближнего зарубежья.
«Потянулся даже небольшой ручеек ИТ–предпринимателей, которые целенаправленно приезжали в Беларусь, чтобы запускать здесь бизнесы. Привлекали безналоговый режим в ПВТ, вхождение инвестора в капитал, продажа долей компаний, в которые инвестируют, и льготное налогообложение дивидендов».
Сейчас же произошел полный откат выстроенной системы с потерей доверия к государству с точки зрения правоприменительной практики.
«Законы не изменились, но практика их применения обнулена. Для ИТ–предпринимателя, конечно, важен облегченный налоговый режим и количество квалифицированных специалистов. Но важнее то, что государство не будет нарушать ранее утвержденные правила. При выборе юрисдикции, в которой будет работать инвестор, и в которую он будет вкладывать деньги, бизнесмен выбирает ту, где законы реально работают. Ведь инвестор заинтересован в том, чтобы заработать. Поэтому между «плюшками» в виде налоговых льгот и удобной в правовом плане юрисдикции венчурный инвестор выберет второе. А сейчас одним росчерком пера может лишиться всего не только обычный гражданин, ИТ–предприниматель средней руки, но и инвестор».
Видится два сценария развития ситуации. Первый – позитивный.
«Представим, что нам удается прийти к политической стабильности. Это включает в себя разделение ветвей власти, политический плюрализм и возможность отдавать голос за ту политическую силу, которую поддерживаешь. Такие условия гарантируют возврат работы ИТ–направления в позитивное русло».
Второй – ультранегативный. Сценарий предполагает, что внутриполитический кризис преодолеть не удастся. В этом случае, о любых инвестициях можно забыть всерьез и надолго.
«Крупные ИТ–компании не будут создавать в Беларуси больших офисов. Останутся мини-конторки с младшим персоналом. Это запустит процесс консервации отрасли и будет представлять примерно то, что было в начале 2010-х. Хотя сейчас уже ясно, что государство неплатежеспособно. Об этом говорят факты: переговоры в Сочи, которые завершились выдачей кредита в размере 1,5 млрд USD, причем 1 млрд уйдет на рефинансирование белорусского долга... Подобные меры откладывают дефолт национальной экономики и девальвацию белорусского рубля. Инвестор видит эти шаги, и занимает выжидательную позицию».
По поводу релокации: возможно такой уж массовой она не станет.
«Есть надежда, что крупные ИТ–компании не релоцируют бОльшую часть сотрудников. Если это и произойдет – уедут только крутые «дорогие» специалисты. Но о создании в стране конкурентоспособной продукции и экспорте ее за рубеж можно будет окончательно забыть».
Что касается конкретных стартап–проектов: персональные трудности их реализации сейчас отходят на дальний план.
«Вернуться к ним станет возможным только, когда разрешится правовая ситуация в стране».
Необходимо проработать антикризисный «аварийный» план на наихудший исход. В любом случае представителям индустрии стоит прикинуть возможности и продумать свои планы.
«Вопросом остается, когда приводить их в исполнение. Ведь релокация бывает разная. Краткосрочная, ориентированная на месяцы, подойдет для переезда в Украину после открытия границ либо в Россию. Но специалисты рассматривают и постоянную релокацию, которая может затянуться на годы. Определяющим фактором в принятии решения станет результат анализа, насколько выгодно в это время ИТ–бизнесу оставаться в предлагаемой юрисдикции».