Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

KEF-2018: рекомендации повторяются

Фото: facebook/IPM Research Center

Первый вице-премьер Беларуси Александр Турчин на открытии KEF-2018 (Кастрычнiцкi эканамiчны форум) неслучайно предложил создать на его базе постоянно действующую площадку для диалога власти и экспертов. В течение двух дней представители международных организаций, отечественные чиновники, ученые и предприниматели дискутировали по многим актуальным для белорусской  экономики проблемам.

Рост ВВП в последние годы и снижение инфляции – эти достижения Беларуси отметил глава миссии МВФ в Беларуси д-р Жак Миньян, назвав их феноменальным успехом, «особенно с вашей историей гиперинфляции в недавнем прошлом». Однако риски по-прежнему существуют, и их надо минимизировать. Так, настораживает концентрация экспорта: свыше 40% его приходится на РФ.

Субсидии со стороны России составляют 10% ВВП, и это очень высокий уровень. МВФ рекомендует уменьшать зависимость от этого фактора, добиваться устойчивости финансового сектора, в т.ч. дальнейшего снижения долларизации экономики.

Отметим, что эти рекомендации звучат не в первый раз, фонд давал их и раньше.

БЕЛАРУСИ необходимо ускорить темпы экономического роста, считает менеджер глобальной практики по макроэкономике и инвестициям в регионе Европы и Центральной Азии Всемирного банка Галина Андронова-Винселет. Сегодня доход на душу населения в нашей стране составляет треть от аналогичного показателя в Германии. Для того чтобы при нынешних темпах развития достичь такого же уровня жизни, нам понадобится 40 лет.

Эксперт поддержала мнение ранее выступавших специалистов: для ускорения роста Беларуси необходимо решить вопрос неэффективности госпредприятий и создать условия для развития частного сектора.

Так, за последние 5 лет просроченная задолженность госпредприятий увеличилась с 4,5% до 10% ВВП. Проблемы стали хроническими и могут привести к дополнительной нагрузке на госфинансы. К тому же значительная часть долговых обязательств госпредприятий номинирована в иностранной валюте – на начало 2018 г. они составляли порядка 15% от совокупных активов всей банковской системы.

Представитель ВБ напомнила, что уже 48% от ВВП в Беларуси достигает госдолг и долг, гарантированный государством. И это не считая сумм, взятых под гарантии местных органов власти.

О том, что хронические проблемы госсектора негативно влияют на экономику, твердит в последнее время и руководство белорусского Совмина. Неслучайно, представляя в парламенте Программу деятельности правительства на 2018–2020 гг., премьер Сергей Румас в десятку топ-задач экономической политики, на решении которых предстоит сосредоточиться в течение двух ближайших лет, включил эффективное управление государственной собственностью.

Правда, какие конкретно шаги собирается предпринять правительство для решения проблемы неэффективно работающих предприятий, пока не совсем ясно. Да, планируется разделить функции собственника и регулятора в управлении организациями с долей госсобственности, пересмотреть подходы к работе института представителей государства, ограничить доступ к господдержке. О том, чтобы вовсе отказаться от финансирования госкомпаний за счет бюджета, речь не идет. Что касается их реструктуризации, то она  чревата серьезными социально-экономическими последствиями, сообщил на KEF министр финансов Максим Ермолович. Что же, в этом секторе действительно заняты 2/3 всех работающих и генерируется  свыше 50% добавленной стоимости в экономике.

ЕЩЕ ОДНА важная задача – создание конкурентной среды. В мире давно установлена связь между ростом конкуренции и  производительностью труда, сообщила стар­ший экономист Глобальной группы по вопросам развития рынков и конкуренции группы Всемирного банка  Грациела Миралес. Она привела примеры, когда повышение конкуренции обе­спечивало прирост экс­порта и производительности труда, снижение цен.

Однако сдерживание конкуренции часто встречается в «менее развитых экономиках». Государство, не ограничиваясь ролью регулятора, участ­вует в рынке напрямую через свои предприятия или опосредованно – через нормативные инструменты. Такое вмешательство не всегда отвечает интересам участников рынка.

На то, что Беларуси необходим «конкурентный нейтралитет», т.е. отказ от предоставления преимуществ госпредприятиям, обратила внимание глава сектора по вопросам политики в области конкуренции и защиты прав потребителей ЮНКТАД Тереза Морейро.

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) пока лишь разрабатывает Программу развития конкуренции, которая дол­жна быть готова не позднее начала 2019 г. МФК уже провела тендер по выбору компании, которая вместе с заинтересованными госорганами обеспечит подготовку этого документа, сообщил выступавший на KEF-2018 министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович.

По его словам, слабость системы тарифного регулирования в Беларуси состоит в том, что большинство услуг, стоимость которых определяется по тарифам, осуществляется ниже себестоимости. У большинства естественных монополий отсутствует система раздельного учета, поэтому нет понятного и прозрачного образования тарифов.

Пересмотр тарифов должен быть значительно упорядочен, для чего нужны в т.ч. научно обоснованные методики их изменения. Должны быть индексы, увязанные с доходами населения и инвестициями.

В итоге МАРТ предлагает закрепить в законодательстве полномочия министерства по определению порядка раскрытия монополиями информации о результатах своей деятельности и принятия решений об установлении тарифов на их услуги. Планируется ввести институт публичных слушаний при изменении тарифов естественных монополий. Кроме того, из сферы монопольного регулирования предлагается исключить стационарную телефонную связь и услуги «Белпочты».

В.Колтович проинформировал, что созданная при МАРТ комиссия по рассмотрению  нарушений антимонопольного законодательства за два года рассмотрела 145 дел, а за  6 месяцев 2018 г. – уже 62. В этом полугодии значительно возросло количество действий государственных органов, нарушающих конкуренцию, что вызывает жалобы на неравные условия со стороны бизнеса. Довольно неожиданно прозвучало, что ставится «задача не наказать, а разобраться в этом и публично обсудить, чтобы эти нарушения не повторялись».

Последние протекционистские меры и эскалация торговых конфликтов потенциально несут большую угрозу белорусской экономике, подчеркнул первый заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко. Так, введение пошлин на ввоз в США стали и алюминия затронуло интересы Белорусского металлургического завода.

А.Евдоченко напомнил, что пик нашей торговли пришелся на 2012 г., тогда товарооборот составлял 92,5 млрд. USD. После этого началось падение, объем торговли сократился на 45%, экспорт – на 49%. Только в конце 2016 г. благодаря восстановлению мировой экономики улучшилась ситуация и в Беларуси, но для того, чтобы подняться до уровня 2012 г., необходимо добавить еще почти 30 млрд. USD.

Прогноз о том, что нарастание протекционистских тенденций негативно отразится на развивающихся странах и новых экономиках, сделала региональный директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен. В этих условиях нам необходимо стимулировать развитие внешней торговли и больше интегрироваться в глобальную экономику.

Наш экспорт сконцентрирован на удобрениях и нефтепродуктах – это может подрывать конкурентоспособность экспорта товаров и услуг. Политика властей по сохранению «статус-кво» в экономике не дает Беларуси возможности развиваться быстрей и активней повышать доходы населения.

Внедрение рыночных механизмов в реальном и финансовом секторах позволит повысить конкурентоспособность отечественных производителей.

ВБ выделяет 4 важнейших направления реформ, на которые нашей стране стоило бы сделать ставку.

Первое. Ужесточение бюджетных ограничений для госпредприятий заставит их учиться играть по правилам рынка, а для привлечения иностранных инвестиций важно укрепить права собственников.

Вторым шагом ВБ называет вступление во Всемирную торговую организацию, которая поможет Беларуси выйти на новые рынки.

Третье – расширение экспорта услуг, здесь у нас хорошие перспективы в секторе информационных технологий и транспортных услуг.

Поскольку в результате реформ могут пострадать работники неэффективных предприятий и даже целые сектора экономики, то, по мнению экспертов ВБ, важно работать над усилением системы социальной защиты. Важная роль отводится учреждениям образования: они должны заняться подготовкой специалистов на будущее, а также научить работников мобильности.

Возьмет ли на вооружение эти рекомендации правительство Беларуси – покажет время.

Напомним, что организатором KEF-2018 выступили Исследовательский центр ИПМ при поддержке ЕС и ряда международных структур.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений