$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КАЖДОМУ ВЕДОМСТВУ - СВОИ ПРОВЕРЯЮЩИЕ

25.06.2010

Президент страны 22 июня подписал Указ № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь», направленный на дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего осуществление ведомственного контроля в стране, в целях повышения его эффективности и значимости.

Новый документ заменит Указ от 25.05.2000 № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» и ряд других актов главы государства в этой сфере. При этом нормы Указа № 325 согласованы с положениями Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В целом функции ведомственного контроля остались прежними. Упорядочивается система органов и организаций, уполномоченных на проведение ведомственного контроля, устанавливаются требования к их функционированию. В документе утвержден исчерпывающий перечень государственных органов и иных организаций, имеющих право на осуществление ведомственного контроля, — ведомственных контролирующих органов. При этом на них возлагается обязанность не только по проведению проверок, но и по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственных организаций, предупреждению нарушения законодательства и финансовой дисциплины.

Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом и без права юридического лица.

Как и ранее, РУП «Служба ведомственного контроля при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь» и «Служба ведомственного контроля Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности» финансируются за счет отчислений, производимых подведомственными организациями, в размере до 0,1% их выручки. Размер таких отчислений устанавливается соответственно Минстройархитектуры и концерном «Беллегпром» по согласованию с Минфином. Отметим, что если до сих пор эти отчисления относились в бухгалтерском и налоговом учете в затраты, то Указ № 325 предписывает включать эти средства в состав внереализационных расходов для целей налогообложения (что ст. 129 главы 12 НК не предусмотрено). Между тем в бухучете такие отчисления согласно подп. 3.13.3 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), по-прежнему относятся на себестоимость.

Кроме того, названные службы ведомственного контроля могут финансироваться за счет средств, полученных от проведения аудита иных юрлиц, оказания сопутствующих аудиту услуг и осуществления технического надзора в области строительной деятельности, процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счетах в банках, и полученной в соответствии с законодательством платы за проведение экспертизы и за услуги специалиста.

Отметим, что в рейтинге аудиторских организаций, составленном Управлением аудита Минфина по итогам 2009 г., Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры занимает 10-е место. Ее выручка от оказания аудиторских услуг в прошлом году достигла 631 млн. Br, увеличившись по сравнению с 2008 г. на 61%.

Определяется порядок назначения камеральных, внеплановых и дополнительных проверок в увязке с нормами Указа № 510. При этом на руководителей ведомственных контролирующих органов возлагается персональная ответственность за организацию и осуществление ведомственного контроля в подчиненных или входящих в их состав (систему) организаций, обоснованность включения проверок в координационные планы контрольной деятельности.

Согласно Указу № 325 подведомственные организации освобождаются от обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, в котором была проведена проверка ведомственным контролем, — в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также за два отчетных периода начиная с года, в котором была проведена такая проверка, — при неустановлении по ее результатам нарушений законодательства или их незначительности.

Интересно, что до сих пор в соответствии с Указом № 263 юридические лица, у которых ведомственными контрольно-ревизионными службами в результате проверок были выявлены нарушения законодательства, освобождались от экономической ответственности в случае устранения выявленных нарушений и информирования об этом ведомственных ревизоров в течение 30 дней со дня составления акта проверки. Теперь такой нормы в Указе № 325 нет. А потому меры административной и иной ответственности ждут нарушителей в общеустановленном порядке.

Указом № 325 регламентируется ряд вопросов подбора кадров для служб ведомственного контроля, согласования назначения руководителей. При этом здесь нет требования о регулярном прохождении не реже одного раза в 3 года курсов повышения квалификации ведомственных ревизоров. Указано лишь, что Минобразования предстоит координировать деятельность в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для осуществления ведомственного контроля, включая организацию обучения, определение перечня соответствующих учреждений образования, их научно-методическое и кадровое обеспечение.

Отметим, что контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций возлагается отныне на Министерство финансов, а в отдельных сферах — на соответствующие госорганы и организации.

Вадим ЛЕБЕДЕВ