Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Юридическим лицам
14.03.2017 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кассовое оборудование и терминалы: — сроки перенесены

Постановлением Совмина и Нацбанка от 3.12.2017 № 181/5 (далее – постановление № 181/5) внесены изменения и дополнения в постановление Совмина и Нацбанка от 6.07.2011 № 924/16 (далее – постановление № 924/16), регулирующее оплату наличными и безналичными и применение кассового оборудования и платежных терминалов в Беларуси. Основное новшество – перенос сроков замены кассовых аппаратов и обязательного использования кассового оборудования со средством контроля налоговых органов (далее – СКНО).

1. Постановлением № 181/5 предусмотрен перенос срока замены кассовых суммирующих аппаратов (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации и запрета, связанного с данным сроком, с 1.10.2017 г. на 1.01.2018 г.

Напомним, что согласно п. 7 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утв. постановлением № 924/16 (далее – Положение), кассовые суммирующие аппараты, в т.ч. совмещенные с таксометрами, и билетопечатающие машины (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, в т.ч. совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин с установленным СКНО), зарегистрированные в налоговом органе, могут ис­пользоваться в течение 6 лет с даты их первой регистрации в налоговом органе и в период нахождения моделей (модификаций) в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. При этом в соответствии с п. 24 Положения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП) запрещено использовать кассовое оборудование по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе.

2. Постановлением № 181/5 изменены сроки поэтапного перехода на обязательное использование юридическими лицами и ИП при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг кассового оборудования с установленным СКНО.

Напомним, что СКНО будет использоваться для подключения к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) – технологии организации дистанционного контроля за выручкой путем передачи необходимых сведений по каналам связи в центр обработки данных. С помощью СККО будет осуществляться учет и регистрация кассового оборудования, учет его состояния, учет субъектов предпринимательской деятельности, использующих кассовое оборудование, получение, фиксирование и обработка информации о событиях, связанных с приемом денег при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершаемых на зарегистрированном в СККО кассовом оборудовании.

Для обеспечения нормального функционирования СККО постановлением № 181/5 перенесен срок установки СКНО в кассовое оборудование для:

1) юридических лиц, осуществляющих оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования, – с 1.10.2017 г. на 1.01.2018 г.;

2) юридических лиц, за исключением указанных в абз. 2–5 ч. 1 подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16, – с 1.04.2017 г. на 1.08.2017 г. (для находящихся в городах областного подчинения и г. Минске), с 1.07.2017 г. на 1.12.2017 г. (для находящихся в городах районного подчинения) и с 1.10.2017 г. на 1.01.2018 г. (для находящихся на остальной территории РБ). Напомним, что в абз. 2–5 ч. 1 подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16 указаны юридические лица, осуществляющие:

– торговлю на АЗС нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающие на автозаправочных станциях услуги;

– деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси;

– продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более;

– оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования;

3) ИП, за исключением указанных в абз. 2–4 ч. 1 подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16, – с 1.02.2018 г. на 1.06.2018 г. (для находящихся в городах областного подчинения и г. Минске), с 1.05.2018 г. на 1.07.2018 г. (для находящихся в городах районного подчинения). В абз. 2–4 ч. 1 подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16 указаны ИП, осуществляющие:

– торговлю на АЗС нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающие на АЗС услуги;

– деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси;

– продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более.

Не изменился предельный срок использования кассового оборудования без установленного СКНО (1.08.2018 г.) для остальных ИП, находящихся на остальной территории РБ и не указанных выше.

После названных дат прием юридическими лицами и ИП наличных и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без установленного СКНО запрещен, за исключением субъектов хозяйствования заключивших гражданско-правовой договор на установку, обслуживание СКНО. Такие юридические лица и ИП вправе принимать наличные и (или) банковские платежные карточки с применением кассового оборудования без средства контроля налоговых органов еще в течение 4 месяцев по истечении установленных сроков. Напомним, что согласно подп. 2.3 п. 2 постановления № 924/16 установку, обслуживание, снятие СКНО вправе осуществлять РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», а также юридические лица и (или) ИП, оказывающие услуги по техобслуживанию и ремонту кассового оборудования в соответствии с законодательством, заключившие с этим предприятием соответствующий договор.

При этом постановлением № 181/5 увеличен срок, в течение которого юридические лица и ИП, заключившие гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО, вправе принимать наличные и (или) банковские платежные карточки с применением кассового оборудования без СКНО:

с 4 до 8 месяцев – для юридических лиц и ИП, осуществляющих продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более;

с 4 до 6 месяцев – для юридических лиц (за исключением осуществляющих торговлю на АЗС нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающих на АЗС услуги, деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси, продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более, а также оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования).

Для остальных юридических лиц и ИП, заключивших указанный договор, такой срок остался прежним – 4 месяца.

Как и ранее, требование по установке СКНО не распространяется на Нацбанк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, а также на юридические лица и ИП, использующих специальные компьютерные системы.

3. Постановлением № 181/5 для ИП – плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (за исключением ИП – плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении деятельности такси) предусмотрена возможность в течение 3 месяцев с даты их государственной регистрации:

– при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимать наличные (в т.ч. при внесении авансовых платежей, предоплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) без применения кассового оборудования при условии оформления в соответствии с законодательством каждого факта приема наличных документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Согласно п. 4 Инструкции по заполнению форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утв. постановлением Минфина от 29.03.2010 № 38, приходный кассовый ордер будет оформляться только в случае приема наличных денежных средств в кассу ИП. В остальных случаях прием наличных будет осуществляться с оформлением каждому покупателю (потребителю) квитанции, форма которой установлена постановлением Минторга от 23.08.2011 № 34.

Бланки приходных кассовых ордеров и квитанций реализуются посредством электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции в порядке, определенном постановлением Совмина от 6.07.2011 № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Приходный кассовый ордер и квитанция являются документами, подтверждающими факт приобретения товара (работ, услуг), и в случае необходимости позволят покупателям (потребителям) защитить свои права;

осуществлять деятельность без установки и использования платежных терминалов в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности в соответствии с приложением 1 к постановлению № 924/16, а по истечении данного срока – в течение 2 месяцев при наличии документа, подтверждающего прием банком-эквайером заявки на установку платежного терминала.

Напомним, что в указанный перечень входят:

1) павильоны, киоски, магазины-склады, торговые объекты, расположенные в капстроениях (зданиях и сооружениях), за исключением относящихся к передвижным средствам разносной торговли, а также торговых объектов системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых товары продает 1 продавец;

2) объекты общепита, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), за исключением объектов, расположенных в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), средних школах – училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-­ спортивных учреждениях;

3) объекты бытового обслуживания населения (за исключением объектов, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 3 человек в одну смену, а также объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену);

4) автомобильные стоянки;

5) автозаправочные станции;

6) кассы пассажирских терминалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций (при обслуживании более 250 пассажиров в сутки и наличии линий связи), кассовые залы станций метрополитена;

7) пункты взимания дорожных сборов;

8) пункты подключения абонентов сотовой подвижной электросвязи (при наличии в данном пункте кассового оборудования);

9) объекты почтовой связи и электросвязи (отделения и пункты почтовой связи, сервисные центры, пункты коллективного пользования);

10) аптеки;

11) гостиницы, санатории, дома (базы) отдыха, оздоровительные центры (комплексы);

12) игорные заведения;

13) кассы (кассовые кабины) организаций, оказывающих платные медицинские, риэлтерские и туристические услуги;

14) автомобили-такси;

15) диагностические станции, осуществляющие технический осмотр транспортных средств;

16) объекты техобслуживания и ремонта автомобилей;

17) объекты оказания услуг, связанных с организацией охоты, проживанием в домах охотника, а также в которых осуществляется торговля пиломатериалами;

18) розничная торговля по образцам без (вне) торговых объектов (за исключением розничной торговли, при осуществлении которой оплата товаров производится только в безналичной форме).

Постановление № 181/5 вступает в силу после его официального опубликования.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений