Капитальный ремонт пристройки арендуемого здания: бухгалтерский учет установленного козырька
При осуществлении капитального ремонта пристройки арендуемого здания организацией (арендодателем) осуществлены работы по установке (монтажу) козырька над его входом. Как отразить в бухгалтерском учете арендодателя списание установленного козырька в случае, если:
1. Арендатор не возвратит затраченные арендодателем денежные средства на осуществление капитального ремонта?
2. Арендатор за счет уменьшения сумм аренды возвратит затраченную арендодателем сумму на осуществление капитального ремонта?
Поступление входного козырька, в дальнейшем смонтированного над входом в арендуемое здания, при осуществлении капитального ремонта здания отражается на сч. 10 «Материалы».
Затраты арендодателя на капитальный ремонт сданного в аренду имущества отражаются:
– на счетах учета затрат – в случае, если на него возложена обязанность по проведению капитального ремонта;
– на счетах учета расчетов – если подлежат возмещению арендатором и не являются для арендодателя ни доходами, ни расходами.
Специальный сч. (субсч.) для оборудования, которое устанавливается (монтируется) в рамках реализации проекта по капитальному ремонту, Инструкцией № 501 либо иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
В то же время на субсч. 10-5 «Запасные части» сч. 10 «Материалы» могут учитываться наличие и движение запасных частей, используемых при проведении ремонта для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также шин транспортных средств в запасе и обороте. На этом субсчете учитывается также движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах (ч. 7 п. 16 Инструкции № 50).
Учитывая, что организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета, при необходимости она может ввести в свой рабочий план счетов отдельный субсчет по сч. 10 «Материалы», на котором будет учитываться оборудование, предназначенное для установки при проведении работ по капитальному ремонту (ч.ч. 1, 3 п. 3 Инструкции № 50).
Таким образом, для отражения хозяйственных операций с оборудованием, которое приобретается и монтируется при проведении работ по капитальному ремонту, следует использовать сч. 10 «Материалы».
Для расчета с поставщиками, подрядчиками, исполнителями за приобретенное имущество, выполненные работы, оказанные услуги и др. применяется сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. 47 Инструкции № 50).
В бухгалтерском учете оборудование, поступившее для его дальнейшего использования при проведении капитального ремонта основных средств, отражается по Д-ту сч. 10 «Материалы» и К-ту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (ч. 17 п. 16, ч. 3 п. 47 Инструкции № 50).
Порядок отражения в бухгалтерском учете работ, связанных с ремонтом (текущий, капитальный), реконструкцией (модернизацией) объектов основных средств, определен п. 20 Инструкции № 262, согласно которой:
– фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) основных средств, проведением иных аналогичных работ, отражаются по Д-ту сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» и К-ту сч.сч. 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. счетов; суммы данных затрат, учтенные на сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы», списываются с этого счета в Д-т сч. 01 «Основные средства» по окончании работ;
– фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта, в т.ч. капитального) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены;
– фактические затраты на проведения капремонта отражаются по Д-ту сч.сч. 20, 23, 25, 26 и др. (в случае, если в соответствии с заключенным договором обязанность по проведению капремонта возложена на арендодателя).
По общему правилу обязанность по проведению капремонта возложена на арендодателя, однако стороны вправе возложить эту обязанность и на арендатора, если законодательством не установлено иное (ч. 1–2 п. 1 ст. 587 ГК3).
Если обязанность по осуществлению капремонта возложена на арендодателя, возможны следующие варианты распределения расходов:
1) капремонт производится арендодателем за свой счет;
2) арендатор обязан произвести возмещение понесенных на капремонт расходов арендодателя;
3) арендатор обязан произвести частичное возмещение расходов арендодателя на капремонт.
Если стороны не согласовали, за чей счет арендодатель обязан производить капремонт арендованного имущества, то его арендодатель обязан производить за свой счет, если иное не предусмотрено законодательством (ч. 1 п. 1 ст. 587 ГК).
Доходы организации – увеличение экономических выгод в результате увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника имущества (учредителей, участников) организации.
Справочно: под расходами организации понимается уменьшение экономических выгод в результате уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества организации, распределением между учредителями (участниками) организации (абзацы 5, 17 ст. 1 Закона № 57-З4).
Соответственно затраты арендодателя на капремонт сданного в аренду имущества, подлежащие возмещению арендатором, не являются для арендодателя ни доходами, ни расходами и отражаются на счетах учета расчетов.
При выполнении работ по ремонту собственными силами арендодателя возмещаемая арендатором стоимость ремонта будет признаваться для арендодателя оборотом по возмездному оказанию услуг.
В случае выполнения ремонтных работ с привлечением подрядчика их стоимость отражается по К-ту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (ч. 3 п. 47 Инструкции № 50).
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками и может быть использован в т.ч. для отражения расчетов с арендатором (ч. 1 п. 48 Инструкции № 50).
При предъявлении арендатору расходов на ремонт переданной в аренду недвижимости, произведенный подрядной организацией, их стоимость в составе затрат арендодателя не отражается. Предъявленная к возмещению арендатору стоимость капремонта, выполненного силами подрядной организации, в бухгалтерском учете отражается по Д-ту сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с К-том сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма денежных средств, поступившая от арендатора в счет возмещения понесенных арендодателем расходов, отражается по Д-ту сч. 51 «Расчетные счета» и К-ту сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (ч. 2 п. 40 Инструкции № 50).
Учитывая, что смонтированный козырек входит в состав стоимости здания и не образует собой отдельного инвентарного объекта основных средств, в бухгалтерском учете арендодателя хозяйственные операции отражаются следующим образом.
1. При выполнении ремонта собственными силами и предъявление его стоимости к возмещению арендатору:
– Д-т сч.сч. 20, 23, 25, 26 и др. – К-т сч.сч. 10, 70, 60, 69, 76 и т.д. (отражены затраты на проведение капитального ремонта собственными силами);
– Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т сч. 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» (отражена реализация выполненных работ по капремонту);
– Д-т сч. 90-2 ««Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» – К-т сч. 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» (начислен НДС по работам, произведенным собственными силами);
– Д-т сч. 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» – К-т сч.сч. 20, 23, 25, 26 и др. (списаны затраты на проведение ремонта, выполненного собственными силами, предъявленные к возмещению арендатору);
– Д-т сч. 51 «Расчетный счет» – К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (получено от арендатора возмещение расходов на ремонт).
2. При выполнении капитального ремонта подрядной организацией:
– Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (предъявлена к возмещению арендатору стоимость ремонта, проведенного подрядной организацией (с НДС));
– Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – К-т сч. 51 «Расчетный счет» (оплачены работы подрядной организации);
– Д-т сч. 51 «Расчетный счет» – К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (получено от арендатора возмещение расходов на капитальный ремонт).
1Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).
2Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26.
3Гражданский кодекс (ГК).
4Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».