Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Камеральные проверки МАРТ: что это будет?

Даже наше достаточно жесткое законодательство в такой сложной и, как принято сейчас говорить, коррупциоемкой сфере, как государственные закупки, не спасает от нарушений. Необходим действенный механизм контроля процедур госзакупок, который и разработало МАРТ.

Однако количество таких процедур (а за прошлый год их в Беларуси было проведено без малого полмиллиона) делает физически невозможным контроль каждой из них. Более того, и выборочный контроль при таком их числе не даст никакого результата – теория больших чисел не позволит.

Поэтому МАРТ для организации контрольного процесса пошло по единственно возможному пути – работать исключительно по жалобам на ту или иную процедуру госзакупки. Для этого была разработана Ин­струкция о порядке проведения камеральной проверки (далее – Ин­струкция).

 

Что такое камеральная проверка МАРТ

Сразу оговоримся – камеральная проверка в Инструкции не имеет никакого отношения к камеральным проверкам, проводимым налоговиками в соответствии с Налоговым кодексом. Разработчики Инструкции руководствовались п. 23 Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (над­зорной) деятельности в Республике Беларусь» и назвали камеральной проверкой проверку, которая проводится МАРТ по месту своего расположения на основании изучения документов и информации, которые получены им в соответствии с Законом «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и иными актами законодательства, ничего дополнительного не требуя от проверяемого субъекта. Естественно, для проведения камеральной проверки никаких предписаний не нужно.

Иначе говоря, проверяемый субъект может даже не догадываться, что под него кто-то «копает». А чтобы решить вопрос с указанным выше огромным числом потенциальных нарушителей, был выбран самый простой способ – единственным основанием для проведения МАРТ камеральной проверки является любая жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя (ИП), принятая к рассмотрению, на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по госзакупкам и (или) ее членов. Согласно этой формулировке жалобу сможет подать любое юридическое и физическое лицо (даже не имеющее никакого отношения к процедуре госзакупки), которое посчитало, что при ее проведении были какие-то нарушения.

Единственным спасением для МАРТ от возможного потока жалоб (в первую очередь, от бизнесменов, проигравших тендеры, и нанятых ими «профессиональных жалобщиков») нам кажется наличие в указанном основании для проведения камеральной проверки требования, чтобы жалоба была принята к рассмотрению. Это дает возможность работникам МАРТ устроить на этом этапе своеобразный «административный фильтр», который позволит им нормально работать.

Исключением для проведения камеральной проверки являются случаи проведения заказчиком (организатором) закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений в случае, если сведения о госзакупках составляют госсекреты, биржевых торгов и процедуры закупки из одного источника.

Кстати, разработчики Инструкции предусмотрели и возможность под­купа того, кто подал жалобу, для «прекращения дела» (в гражданских правоотношениях такое встречается достаточно часто). Отзыв жалобы тем, кто ее подал, камеральную проверку не прекратит – если процесс пошел, остановить его будет нельзя.

 

Как будет проходить проверка

Во время камеральной проверки работники МАРТ будут изучать следующие вопросы:

1) имелся ли предмет госзакупки в размещенном на электронной торговой площадке (далее – ЭТП) годовом плане госзакупок;

2) был ли правомерен выбор заказчиком (организатором) вида процедуры госзакупки;

3) соответствовали ли требованиям законодательства о госзакупках:

– документы, которые необходимо представлять для участия в процедуре госзакупки;

– протоколы открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений, протоколы оценки и сравнения предложений,

– выбор участника-победителя или признание процедуры госзакупок несостоявшейся;

– решения об отмене процедуры госзакупки, принятые заказчиками (организаторами);

4) размещал ли заказчик (организатор) на ЭТП ответы на запросы о разъяснении документов, которые необходимо представлять для участия в процедуре госзакупки.

 

Результаты проверки

Если в результате проведения камеральной проверки будет выявлено, что законодательство о госзакупках нарушено, это должно быть отражено в акте камеральной проверки (далее – акт), который будет размещен на ЭТП не позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры госзакупки.

В акте должна быть указана следующая информация:

– основание назначения камеральной проверки, кто и когда ее проводил;

– дата ее проведения, а также дата и место составления акта;

– данные о заказчике (организаторе) процедуры госзакупок, которая проверялась;

– вопросы, которые изучались во время проверки;

– описание факта нарушения законодательства о госзакупках, место и время его совершения, указание нарушенных норм актов законодательства о госзакупках и кто их совершил.

Акт подписывается лицом, которое проводило проверку.

Факт размещения акта на ЭТП придает всей процедуре камеральной проверки публичность и особую общественную значимость.

Если же в ходе камеральной проверки нарушений законодательства о госзакупках не будет обнаружено, это уже должно быть отражено в справке камеральной проверки (далее – справка). Как и акт, справка должна быть размещена на ЭТП в тот же 5-дневный срок.

В свою очередь, в справке, тоже подписанной лицом, которое проводило проверку, будет указана вся та же информация, что и в акте, за исключением последнего пункта. Вместо него там будет приведен вывод об отсутствии нарушений законодательства о госзакупках.

 

А мы возражаем!

Разработчики Инструкции соблюли и требуемую в настоящее время демократичность: заказчик (организатор) имеет возможность направить возражения по акту в МАРТ. Причем для этого ехать в министерство ему не придется – возражения также направляются через ЭТП. Правда, срок на это дается небольшой – всего 3 рабочих дня со дня размещения там акта.

Не предусмотрено и никаких причин для продления этого срока – если он будет пропущен, возражения (какими бы обоснованными они ни были) не будут рассматриваться.

Изучив доводы, изложенные в возражениях, МАРТ примет по ним решение (естественно, справедливое!) и составит заключение, которое должно разместить на ЭТП до истечения срока приостановления процедуры госзакупки. Форма заключения не утверждена, но оно должно содержать главное – вывод о том, что акт был составлен правильно, либо о том, что нарушений законодательства о госзакупках не было выявлено.

 

Получите предписание

При подтверждении фактов, изложенных в жалобе, что подразумевает составление акта, и отсутствия (или непринятия) возражений со стороны нарушителей МАРТ будет выносить обязательное для исполнения заказчиком (организатором) предписание.

В предписании, подписанным уполномоченным должностным лицом МАРТ, кроме стандартной информации (даты и места составления, кто и когда составил), будет перечислено следующее:

– нормы законодательства о госзакупках, которые нарушены;

– характер выявленного нарушения;

– конкретные действия, которые обязан совершить заказчик (организатор) для устранения нарушения.

Возможно, кому-то это покажется странным, но предписание не на­правляется лично нарушителю, а размещается на ЭТП до истечения срока приостановления процедуры госзакупки.

Заказчику (организатору), которому вынесено предписание, дается всего лишь 5 рабочих дней со дня его размещения на ЭТП на то, чтобы устранить выявленное нарушение и посредством ЭТП направить в МАРТ соответствующее уведомление.

Таким образом, весь документооборот, предусмотренный Инструкцией, будет осуществляться через ЭТП.

Кстати, судебной защиты у нас никто не отменял. Поэтому предписание МАРТ любое заинтересованное лицо сможет обжаловать в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его размещения в государственной информационно-аналитической системе управления госзакупками.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений