Камеральная проверка расходов и доходов: решение Конституционного Суда по жалобе белоруски

Налоговые органы регулярно проводят камеральные проверки соответствия расходов граждан их доходам, руководствуясь при этом ст. 73-1 Налогового кодекса. Конституционный Суд рассмотрел жалобу белоруски, которой по итогам такой проверки начислили крупную сумму подоходного налога.
КАКУЮ НОРМУ ПРОВЕРИЛИ
КС оценил, соответствует ли Конституции подп. 14.5 п. 14 ст. 73-1 НК. Эта норма регулирует, как налоговые органы учитывают расходы физлица на строительство капстроений, в частности индивидуальных жилых домов, возведенных без привлечения застройщика или подрядчика.
Суть нормы:
● расходы учитываются по стоимости, указанной в сметной документации или акте приемки дома в эксплуатацию;
● если суммы в этих документах отличаются, то в качестве расходов засчитывают наименьшую;
● если смета или акт приемки отсутствуют, применяют особый порядок, зависящий от статуса гражданина (состоял ли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, получал ли имущественный налоговый вычет).
ПОЧЕМУ ЗАЯВИТЕЛЬНИЦА ОБРАТИЛАСЬ В КС
Белоруска построила жилой дом, его ввели в эксплуатацию в 2019 г. На строительство использован льготный кредит в размере около 48,5 тыс. руб.
Налоговая провела в отношении женщины камеральную проверку за период с января 2011 г. по март 2023 г., пришла к выводу, что расходы белоруски превышают ее доходы более чем на 49 тыс. руб., и насчитала подоходный налог порядка 12,8 тыс. руб.
Оспаривая результаты проверки, женщина дошла до Верховного Суда, но безрезультатно. Тогда белоруска подала конституционную жалобу.
Среди доводов жалобы:
● ст. 73-1 введена в НК в 2021 г. и применяется с 2022 г., а проверка проводилась за более ранние годы, что фактически придало норме, ухудшающей правовое положение плательщика, обратную силу;
● в ст. 73-1 НК нет механизма индексации доходов и расходов с учетом инфляции, что влечет завышение налоговой базы.
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
КС признал подп. 14.5 п. 14 ст. 73-1 НК соответствующим Конституции. Суть обоснования:
● норма предусматривает гибкий подход: если плательщик не согласен с размером расходов, учтенных налоговиками, он может предоставить независимую оценку рыночной стоимости недвижимости;
● проверка была назначена после вступления в силу ст. 73-1 НК, поэтому применение нормы не придает ей обратную силу;
● инфляция действительно влияет на стоимость строительства, но отсутствие механизма индексации компенсируется возможностью актуализировать расходы через независимую оценку.
ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Физлицам нужно учитывать:
● в отношении граждан, построивших индивидуальное жилье, в т.ч. с привлечением льготного кредита, может быть проведена камеральная проверка соответствия расходов доходам. Также в группе риска — покупатели недвижимости и иных дорогостоящих товаров;
● камеральная проверка проводится за 10 полных календарных лет, предшествующих году ее проведения. Аргументы о «ретроактивности» подп. 14.5 п. 14 ст. 73-1 НК не сработают, т.к. КС подтвердил возможность применения этой нормы к периодам до 2022 г.;
● если расходы окажутся выше подтвержденных доходов физлица, с суммы превышения исчислят подоходный налог по повышенной ставке 26%;
● инфляция и рост цен не освобождают от доначисления подоходного налога.
Рекомендации:
● граждане, которые строят себе жилье, должны быть готовы подтвердить не только понесенные расходы, но и полученные в этот период доходы. Поэтому важно сохранять подтверждающие документы или понимать, как их получить в будущем;
● планируя крупные расходы, нужно заранее оценивать налоговые риски, при необходимости консультироваться со специалистами.