Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9345
EUR:
3.4501
RUB:
3.6987
BTC:
87,651.00 $
Золото:
407.18
Серебро:
6.03
Платина:
167.46
Назад
Торговля. Общепит
02.05.2022 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Какие товары и продукты белорусы стали покупать больше, а какие – меньше

Фото: pexels.com

Белстат ежеквартально представляет сведения о продажах в розничной сети отдельных продовольственных и непродовольственных товаров, по которым можно определить потребительские предпочтения и динамику покупательной способности белорусов.

Напомним, что население в I квартале, и особенно в марте, резко увеличило объём покупок в розничной торговле.

Индекс розничного товарооборота Беларуси в январе-марте 2022 г. составил 106,5% (к I кварталу 2021 г.), при том, что в экономике пошла отрицательная динамика, негативно влияющая на реальные доходы населения.

04-15-1.jpg

А непосредственно в марте, в котором надвигающийся экономический кризис из-за войны в Украине уже очевидно проявился, розничные продажи выросли на 19,6% к февралю, и на 11% – к марту прошлого года.

04-15-2.jpg

Товары продовольственной группы

В секторе продовольственных товаров индекс розничного товарооборота в январе-марте 2022 г. составил 105,5% (к январю-марту 2021 г.).

04-15-3.jpg

В самом же марте розничные продажи товаров продовольственной группы выросли на 12,1% – к февралю, и на 7,4% – к прошлогоднему марту.

04-15-4.jpg

Больше всего белорусы нарастили в I квартале 2022 г. (по сравнению с I кварталом 2021 г.) закупку сахара (на 41%) и гречки (на 38,6%), а ещё муки и риса (более чем на 30%), растительного масла и овсянки (почти на 30%).

Резкий рост продажи сахара может быть частично объяснён скупкой его в Беларуси россиянами, которые у себя дома устроили «сахарный ажиотаж» и дефицит сахара на фоне начала «военной спецоперации» в отношении Украины.

Но и белорусы, очевидно, также увеличили закупку сахара, и, как видим, не только (например, крупы, ведь она долго хранится, на 30%) – в ожиданиях «предвоенного дефицита», чем и увеличили общий объём розничных продаж продуктов.

С другой стороны, в I квартале 2022 г. сильно снизилась (в сравнении с I кварталом 2021 г.) продажа мяса (почти на 10%, а говядины – на 17,6%).

Но больше всего упали объёмы продаж томатов, которые в этот период года всегда дорогие, тепличные (подорожали, к тому же, импортные томаты вследствие резкого роста курса доллара в первой половине марта).

04-15-5.jpg

Но если сравнить объём розничных продаж продуктов питания в I квартале 2022 г. с I кварталом 2019 г. – далеко докризисным, до ковид-пандемии, политического кризиса и санкций, то окажется, что больше всего выросла в Беларуси – продажа муки.

А вот говядины белорусы стали покупать за 3 года кризисов намного – более чем на 40% – меньше (всего мяса – на 9,3%).

Пить белорусы стали тоже меньше, но именно – плодовых вин (что можно считать положительным моментом) и фруктовых и овощных соков (а это – отрицательным).

04-15-6.jpg

Товары непродовольственной группы

Наиболее примечательным оказался в I квартале 2022 г. сильный прирост продажи непродовольственных товаров.

Индекс розничного товарооборота в этом секторе (к I кварталу 2021 г.) составил 107,6%.

04-15-7.jpg

А в марте зафиксирован просто взрывной рост (более подробно об этом написано здесь) – на 14,4% (к марту прошлого года), а месячный прирост, к февралю – 27,2%.

04-15-8.jpg

Из товаров, представленных в соответствующей статистике Белстата, больше всего выросли в I квартале 2022 г. (по сравнению с I кварталом 2021 г.) розничные продажи холодильников и морозильников – на 63,7%: совершение отложенной ранее покупки бытовой техники в преддверии ожидаемого роста цен на них из-за девальвации, что была в первой половине марта.

Очевидно, что продажи таких импортных изделий как смартфоны, планшеты и т.п. выросли ещё больше, но в статистике Белстата нет информации о таких товарах.

Отдельно стоит отметить прирост продажи цемента и пиломатериалов. Здесь – это результат повышения покупательной способности населения с кризисных 2020-21гг. – люди начали, было, готовиться к личным стройкам в 2022 г.

Подросли немного даже продажи легковых автомобилей. Выросли за год (I квартал к I кварталу) продажи абсолютного большинства непродовольственных товаров.

Из представленных Белстатом позиций снизились лишь продажи чулочно-носочных изделий и кожаной обуви, и то незначительно.

04-15-9.jpg

В сравнении же с докризисным периодом больше остальных претерпели снижение продажи легковых авто: за последний год (некалендарный: 4 квартала, с II квартала 2021 г. по I квартал 2022 г.) их продано на 44,8% меньше, чем в 2019 г. – прямое следствие кризисов и негативных ожиданий населения.

Но есть множество товаров, объёмы продаж которых в розничной сети значительно увеличились с 2019 г.

04-15-10.jpg

Доля отечественных и импортных товаров, проданных в рознице Беларуси

Большинство продовольственных товаров, продаваемой в розничной сети Беларуси – отечественного производства, многие – «местные на 100%».

Но много продуктов, которые в основном импортные, или даже на 100% импортные – по природно-климатическим условиям произрастания, прежде всего.

04-15-11.jpg

А вот доля продажи импорта в группе непродовольственных товаров в розничной сети Беларуси намного больше, чем в продовольственном секторе. Да и «на 100% отечественные» дизтопливо и бензин – выработаны из импортной нефти.

«Самый отечественный» товар, и сырьё для изготовления которого – местное, это – пиломатериалы. Хотя там есть и почти 11%-я доля импорта.

04-15-12.jpg

Но если проследить в динамике удельный вес отечественных товаров, проданных в организациях розничной торговле Беларуси, то окажется, что он падает, но больше – в непродовольственном секторе. В продовольственном – доля немного выросла.

В I квартале 2020 г. она в целом по рознице стала уже наименьшей за, как минимум, 4 года (для этого периода года):

  • по всем товарам: в 2018 г. – 63,1%, в 2022 г. – 58,2%

  • продовольственным: в 2018 г. – 79,1%, в 2022 г. – 76,1%

  • непродовольственным: в 2018 г. – 43,3%, в 2022 г. – 38,9%.

04-15-13.jpg

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by