Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №21(2715) от 19.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2333
EUR:
3.5221
RUB:
3.5135
Золото:
224.9
Серебро:
2.62
Платина:
98.24
Палладий:
112.06
Назад
Публикации на вакациях
30.11.2019 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как защитить свои права за границей

Фото: Free-Photos/pixabay

Лет пятнадцать назад, собираясь в командировку в Вильнюс, услышал совет: на всякий случай запомнить контакты белорусского посольства в Литве. Насколько необходимо держать контакты диппредставительства, находясь за рубежом, как юристы могут оказать бесплатную юридическую помощь юридическим и физическим лицам, попавшим в сложную ситуацию за границей, рассказал «ЭГ» вице-президент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов Александр Кутуков.

—  Когда с людьми за рубежом случаются происшествия, первым делом они обращаются в посольства и консульства своих стран. К сожалению, практика такова, что реальной помощи ни те, ни другие оказать не могут. Не потому что не хотят, а из-за отсутствия соответствующих полномочий. Они ведь тоже не на своей территории находятся. Могут дать характеристику на гражданина, если тот попал в СИЗО или тюрьму (в третьей стране - прим. авт.), могут проследить, чтобы за гражданином были сохранены права. В лучшем случае они порекомендуют, к примеру, того, кто мог бы отстаивать права этого человека — адвоката или юриста. И когда речь идет о проблемах русскоговорящих граждан за рубежом, в большинстве случаев рекомендуют именно нас, тех, кто является членом нашей ассоциации. Причем несмотря на то, что ассоциация достаточно молодая (она зарегистрирована лишь в 2015 г.), перечень ее членов, работающих и проживающих в данной конкретной стране, есть в каждом посольстве и консульстве.

— Вы имеете в виду российские представительства?

— Не только. Ведь речь в нашем случае идет не о паспорте (т.е. гражданстве человека), а о его языке. В основе деятельности ассоциации заложены те же принципы, которыми руководствуется и российский МИД, для которого соотечественниками являются те, чьи предки родились на территории России (Российской империи, СССР, РФ) и кто сам себя идентифицирует с Россией (в соответствии с  Законом о соотечественниках в РФ). То есть если вы — гражданин условно любой страны, а ваши предки были рождены на территории Российской империи в границах любого периода, вы тоже будете соотечественником. Добавлю, именно МИД РФ рекомендовал Гильдии российских адвокатов создать нашу ассоциацию, что и было сделано совместно с другим учредителем — Международным советом российских соотечественников (включает ОО соотечественников, которые находятся за рубежом). Если максимально упрощенно, то в качестве защиты в данном случае выступает язык. И если вдруг вы выбрали русский язык, он становится просто платформой по оказанию юридических услуг.

— Правильно я понимаю, что если гражданин России (Беларуси, Литвы, Казахстана, Польши, Франции и т.д.), знающий русский, обратиться к вам за помощью на белорусском, польском, казахском и т.д., вы откажете. А если на русском, то окажете содействие?

— Именно так. Причем ни о какой языковой экспансии в нашем случае речь не идет. С колониальных времен масса людей говорит на французском в странах Среднего Востока, в Северной Африке популярен испанский, на Ближнем Востоке — английский и т.д.

Практика такова, что граждане постсоветских стран, попадая в переплет за рубежом, с местными адвокатами и юристами, как правило, говорят на русском. И если на бытовом уровне качество перевода особо ни на что не влияет, то в юридических вопросах влияет и весьма существенно.

При переводах возникает масса затруднений. Даже в тех случаях, когда перевод достаточно корректный. Дело в том, что оттенков речи в русском языке значительно больше, чем в любом другом, и поэтому исключительно точно перевести смысл сказанного на русском часто затруднительно. А от этого зависит не только выбор статьи из УК, но и выбор, к примеру, между кодексами об административных правонарушениях и уголовным. Что вам милее?

Другими словами, решать проблемы за рубежом следует с теми юристами-адвокатами, которые говорят на вашем родном языке. И белорусу, попавшему в беду за границей, общаться с юристами лучше всего на русском.

— Можете назвать основные кейсы юридических дел, с которыми вашей ассоциации приходится иметь дело за рубежом в отношении русскоязычных граждан?

— В зависимости от страны (члены ассоциации работают почти в 70-ти странах мира) это в основном дела, связанные с недвижимостью, и уголовные. Причем последние зачастую довольно абсурдные. Несколько в сторонке стоят дела наследственные.

— Можете назвать пару примеров? Абсурдных.

— Так как я работаю в Эмиратах, назову свои примеры.

Приехал турист из России, помимо обычных долларов имея еще и пачку сувенирных. Решил подшутить в магазине. В итоге после того, как рассчитался 100-долларовой сувенирной купюрой, попал в следственный изолятор. Прежде чем он узнал о нас, провел в СИЗО почти 4 месяца. Весь срок не досидел: адвокаты ассоциации оказали содействие в возвращении на родину. Помогло то обстоятельство, что у мужчины было довольно слабое зрение.

Еще пример. Гражданин Казахстана, находясь в Эмиратах, совершил ДТП и уехал с места происшествия. Адвокатов у него сразу не было. Он вообще от них отказался, сославшись на то, что мусульманин, видимо, считая, что мусульманин сможет договориться в мусульманской стране. Но ошибся. После того как он признал свое мусульманство, по законам Шариата ему было назначено 50 ударов палкой. При этом следует отметить, закон этот практически нигде в ОАЭ в отношении туристов не применяется. Туристов в зависимости от тяжести правонарушения могут оштрафовать либо посадить. Но если ты признал себя мусульманином, тогда могут быть применены статьи, связанные с физическим наказанием. Сознание он потерял на 20-м ударе, после чего экзекуцию приостановили (по закону). А после лечения (хотя лучше, наверное, сказать залечивания), она должна была возобновиться. Вот в период залечивания он о нас и вспомнил. При этом, как оказалось, он совершил правонарушение, за которое его бы просто депортировали. Будет что вспомнить… В конце концов, не каждый может похвастаться таким опытом.

— Оказывали ли вы помощь белорусам, оказавшимся в сложной ситуации?

— В 2017 г. в Литве в передрягу попали белорусы. Белорусские адвокаты обратились за помощью в МИД РБ. А тот предложил список юристов ассоциации русскоговорящих адвокатов.

— Есть среди членов вашей ассоциации юристы и адвокаты не из постсоветских стран?

— Очень много. Это, как правило, бывшие работники иностранных дипломатических представительств в Москве. Там представлена почти вся Европа, обе Америки, вся Юго-Восточная Азия и т.д. Мало представителей лишь из Африки. Юридических компаний, где практиковался бы русский язык, на этом континенте пока нет. Зато много членов нашей ассоциации, как ни удивительно, на Украине, в странах Балтии.

— Как технически работает схема по оказанию юридической услуги вашей ассоциацией? Скажем, если у меня возникли проблемы за границей, но нет средств на юриста, ваши юристы будут работать бесплатно?
— Дело в том, что с теми, у кого проблемы, члены ассоциации не всегда сами работают. Потому что по международным законам адвокатом ты можешь быть в той или иной стране, являясь гражданином этой страны. То есть члены ассоциации могут рекомендовать адвоката в Германии, Эмиратах, Японии и т.д., который окажет услугу по probono (защите чьих-то интересов ради своего имиджа, то есть бесплатно). Это первый момент.

Второй — вы можете попасть в программу защиты прав соотечественников за рубежом (есть такая программа в РФ). В этом случае услуга тоже будет бесплатной.

— Есть ли у Международной ассоциации русскоязычных адвокатов в отношении Беларуси планы?

— В следующем году мы планируем открыть здесь представительство ассоциации для граждан Беларуси, чьи родственники попали в беду за границей.  

— Есть ли в ассоциации представители Беларуси?

— Есть, но немного. Предваряя следующий вопрос: для этого на сайте ассоциации нужно заполнить анкету, написать заявление, которое рассматривается президиумом. Если дается добро, то приходит платежное извещение на 50 евро/год. Сумма, на первый взгляд великовата. Но надо учесть, что подавляющее число членов ассоциации живут и работают за рубежом. Для них это ничтожная сумма.

Пока из постсоветских стран по количеству наших членов (без РФ) лидирует Казахстан. Мы были бы не против лидерства Беларуси. Тем более что качество адвокатских и юридических услуг здесь высокое. Причем судим мы об этом не понаслышке, а по реальным делам. Немало белорусских юристов участвуют в делах (обычно хозяйственных) на территории России. В связи с чем можно лишь добавить, что ассоциация предоставляет юридические услуги не только физлицам, но и юрлицам. А с учетом того, что сегодня дипломатические представительства практически всех стран превратились негласно в торговые дома по продвижению отечественных товаров, это очень важный фактор. Ассоциация в этом направлении также работает. Но гораздо тоньше, нежели дипломаты.

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений