Как защитить интересы импортеров
Республиканский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) на своем сайте обратился к импортерам с предложением принять участие в опросе о корректировке таможенной стоимости ввозимых товаров.
Проблема корректировки таможенной стоимости товаров актуальна для большинства импортеров, многие из которых на практике сталкиваются с тем, что таможенники в этой процедуре завышают (зачастую – произвольно) стоимость товаров по сравнению с объявленной декларантом. При этом обязанность доказывать, что «ты не верблюд» и таможенная стоимость определена правильно, возлагается на декларанта товаров, что, по мнению РСПП и РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (БНПА), прямо противоречит принципу презумпции добросовестности субъектов хозяйствования, установленному в п. 1 Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».
Указанные бизнес-союзы настаивают на необходимости возложения бремени доказывания факта искажения декларантом таможенной стоимости товаров на таможенные органы. При этом от имени РСПП и БНПА в Администрацию Президента в феврале 2019 г. было направлено предложение подключить к решению этой проблемы Межведомственную комиссию по безопасности в экономической сфере при Совете безопасности Беларуси.
Столь высокий уровень был выбран, поскольку, по мнению союзов, сложившаяся практика противоречит экономическим интересам не только бизнеса, но и страны в целом. В качестве негативных последствий таможенного «беспредела» в обращении РСПП названо следующее:
– доначисленная таможенная стоимость поступает в бюджет Беларуси в размере 4,56%, при этом соразмерно возросшие затраты импортера снижают по ставке 18% платежи по налогу на прибыль;
– увеличение затрат местных импортеров приводит к переориентации ввоза соответствующих товарных групп через резидентов России;
– растущие издержки на импортные товары повышают цену конечной продукции и приводят к увеличению инфляции.
Кроме того, указанная практика противоречит действующему законодательству Беларуси, поскольку перекладывает бремя доказывания с госоргана на импортера, а также предполагает требование предоставления сведений и документов, не предусмотренных законодательством и договором.
При этом признание таможенной стоимости «недостоверной» со стороны таможенных органов не имеет для них никаких последствий – не влечет за собой привлечения виновных лиц к уголовной либо административной ответственности, и это доказывает, что данный метод определения таможенной стоимости применяется ими исключительно в фискальных целях.
В обращении также отмечено, что действия белорусских таможенных органов противоречат и практике, сложившейся в государствах ЕАЭС. В качестве примера приведены выдержки из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», в котором судам предписано «исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе» (п. 6).
Для обобщения сложившейся практики корректировки таможенной стоимости товаров и оценки ее влияния на деятельность участников внешнеэкономической деятельности РСПП предложило им заполнить анкету, размещенную на его сайте, приняв таким образом участие в анонимном опросе, итоги которого будут дополнительным аргументом в решении указанного острого вопроса.