Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
ВЭД
26.03.2019 4 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №22 (2223) от 26.03.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как защитить интересы импортеров

Республиканский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) на своем сайте обратился к импортерам с предложением принять участие в опросе о корректировке таможенной стоимости ввозимых товаров.

Проблема корректировки таможенной стоимости товаров актуальна для большинства импортеров, многие из которых на практике сталкиваются с тем, что таможенники в этой процедуре завышают (зачастую – произвольно) стоимость товаров по сравнению с объявленной декларантом. При этом обязанность доказывать, что «ты не верблюд» и таможенная стоимость определена правильно, возлагается на декларанта товаров, что, по мнению РСПП и РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (БНПА), прямо противоречит прин­ципу презумпции добросовест­ности субъектов хозяйствования, установленному в п. 1 Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

Указанные бизнес-союзы настаивают на необходимости возложения бремени доказывания факта искажения декларантом таможенной стоимости товаров на таможенные органы. При этом от имени РСПП и БНПА в Администрацию Президента в феврале 2019 г. было направлено предложение подключить к решению этой проблемы Межведомственную комиссию по безопасности в экономической сфере при Совете безопасности Беларуси.

Столь высокий уровень был вы­бран, поскольку, по мнению ­союзов, сложившаяся практика противоречит экономическим интересам не только бизнеса, но и страны в целом. В качестве негативных по­следствий таможенного «беспредела» в обращении РСПП названо следующее:

– доначисленная таможенная стоимость поступает в бюджет Беларуси в размере 4,56%, при этом соразмерно возросшие затраты импортера снижают по ставке 18% платежи по налогу на прибыль;

– увеличение затрат местных импортеров приводит к переориентации ввоза соответствующих товарных групп через резидентов России;

– растущие издержки на импорт­ные товары повышают цену конечной продукции и приводят к увеличению инфляции.

Кроме того, указанная практика противоречит действующему законодательству Беларуси, по­скольку перекладывает бремя доказывания с госоргана на импортера, а также предполагает требование предоставления сведений и документов, не предусмотренных законодательством и договором.

При этом признание таможенной стоимости «недостоверной» со стороны таможенных органов не имеет для них никаких последствий – не влечет за собой привлечения виновных лиц к уголовной либо административной ответственности, и это доказывает, что данный метод определения таможенной стоимости применяется ими исключительно в фис­кальных целях.

В обращении также отмечено, что действия белорусских таможенных органов противоречат и практике, сложившейся в государствах ЕАЭС. В качестве примера приведены выдержки из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», в котором судам предписано «исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе» (п. 6).

Для обобщения сложившейся прак­тики корректировки таможенной сто­имости товаров и оценки ее влияния на деятельность участников внеш­неэкономической деятельности РСПП предложило им заполнить анкету, размещенную на его сайте, приняв таким образом участие в анонимном опросе, итоги которого будут дополнительным аргументом в решении указанного острого вопроса.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений