Как заказать установку зарядной станции для электромобилей возле своего объекта

Перспективы развития зарядной инфраструктуры в Беларуси обсудили на пресс-конференции в Минске.
Сколько в Беларуси электромобилей и зарядных станций
В 2024 г. число электромобилей в стране удвоилось и достигло 28,5 тыс., сообщил Юрий Иванов, начальник управления базовых отраслей промышленности Минэкономики. За I квартал 2025 г. их количество приросло на 5,3 тыс. Ожидается, что к 2031 г. в Беларуси будет порядка 250–300 тыс. электрокаров.
Зарядная инфраструктура насчитывает 1,4 тыс. станций, чуть более половины из них принадлежат госоператору «Белоруснефть». Нагрузка на нее растет стремительно – если год назад на 1 зарядное устройство приходилось 8,8 электромобиля, то сейчас – 16,8. Для сравнения: средний показатель по миру, рассчитанный Международным энергетическим агентством по итогам 2023 г., составляет 11/1. В связи с этим правительство приняло решение об установке 814 новых станций быстрой зарядки мощностью от 120 до 350 кВт, что приведет к увеличению совокупной мощности зарядной сети в 5 раз – с 40 до 200 МВт.
Вместе с тем акценты планируется сместить с учетом запросов граждан и малого бизнеса – от быстрых АЗС к медленным, расположенным возле стоянок и мест досуга (в них заинтересованы и энергетики, поскольку зарядка происходит в ночной период – время пониженного спроса). Таких станций планируется разместить порядка 8 тыс. к 2030 г. Для оптимального размещения новых АЗС разработан Государственный портал установки зарядных станций, который должен заработать с 1 мая 2025 г.
Как заказать АЗС с помощью госпортала
Об этом рассказал замгендиректора Белоруснефти Андрей Котик. Первоначально необходимо выбрать опцию «Установить медленную зарядную станцию для клиентов моей локации». Затем указать расположение локации на интерактивной карте, количество заряжаемых автомобилей. Также можно указать дополнительную информацию – длину кабеля, количество естественных преград. Пользователь будет видеть в окне портала расчетную стоимость и сроки окупаемости станции. Далее – нажать кнопку «Отправить заявку». Пользователь в ответ получит договор предварительного резервирования локации для оформления.
Затем нужно выбрать способ установки (самостоятельно или с подрядчиком). В первом случае он найдет на портале образцы всех необходимых документов. При варианте с подрядчиком пользователь отмечает те этапы необходимых работ (получение разрешений, проектные работы, СМР, ввод в эксплуатацию, интеграция в зарядную сеть), которые он хотел бы передать на подряд. Далее его заявка попадет на рассмотрение пула подрядчиков (15 организаций, прошедших процедуры подтверждения), которые в течение 5 рабочих дней направят пользователю свои предложения. Затем он получает договор в электронном виде, оформляет его и направляет почтой. Весь процесс (до интеграции АЗС в сеть) займет 3–4 месяца.
Сложнее будет, если выбирается вариант быстрой зарядной станции (потребуется брать ТУ в РЭС и, вероятно, реконструировать сеть).
О финансировании строительства АЗС
Средства на эти цели малый бизнес может получить в Банке развития в рамках проекта «Поддержка экологических инициатив». Как пояснила начальник управления поддержки малого и среднего предпринимательства Банка развития Юлия Русая, все расходы, связанные с созданием АЗС для электромобилей, попадают под его приоритеты и могут быть профинансированы на комфортных условиях (до 5 млн руб. на срок до 5 лет под половину ставки рефинансирования Нацбанка + 3,5% (на сегодня 8,25%)). Обращаться необходимо в банки-партнеры на местах.