Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9777
EUR:
3.4782
RUB:
3.7155
BTC:
117,897.00 $
Золото:
322.09
Серебро:
3.7
Платина:
128
Назад
Личное
09.02.2025 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как забронировать авиабилет и как отказаться от него и вернуть деньги

Фото: freepik.com

Как и большинство других аспектов, связанных с поездками и путешествиями, покупка и возврат авиабилетов регулируются не только внутренними правилами компаний, но и законодательством. Недавно в Беларуси приняты очередные Авиационные правила, которые как раз и определяют права и обязанности пассажиров и авиаперевозчиков при бронировании и отказе от брони билетов на самолет.

С 24 января 2025 г. вступили в силу Авиационные правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утв. постановлением Минтранса от 03.10.2024 № 88 (далее – Правила № 88). Они устанавливают порядок осуществления авиаперевозок пассажиров, багажа (в т.ч. ручной клади), грузов, права и обязанности перевозчика, пассажиров, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, грузоотправителей и грузополучателей.

Правила № 88 – достаточно большой и насыщенный документ, так что рассказать о нем в рамках одной публикации не получится. Нас в нем интересуют прежде всего моменты, которые касаются авиапассажиров и их багажа. И начнем с бронирования билетов, а также отказа от этой брони.

Как забронировать билет на самолет

Сразу поясним, что авиабилет является перевозочным документом, который подтверждает, что с пассажиром заключен договор воздушной перевозки.

Согласно Правилам № 88 бронирование в случае перевозки пассажира и его багажа – это закрепление в самолете пассажирского места и места для его багажа на определенный рейс и дату.

Забронировать место пассажир может одним из следующих способов:

● лично обратившись к перевозчику или уполномоченному лицу в пунктах продажи либо по телефону, электронной почте;

● самостоятельно на официальном сайте перевозчика (так называемое онлайн-бронирование).

При бронировании пассажир сообщает всю необходимую информацию, включая данные документов, удостоверяющих его личность, и контактные данные, а при необходимости – данные об особых условиях воздушной перевозки пассажира, багажа. Если пассажир отказался предоставить необходимую информацию, в бронировании ему откажут.

При бронировании допускается не закреплять за пассажиром конкретное пассажирское место в самолете с заявленным классом обслуживания. В этом случае номер места пассажира указывается при его регистрации.

Важно: если пассажир не оплатил перевозку, бронирование аннулируется без его предупреждения.

После бронирования производятся оплата воздушной перевозки пассажира и оформление билета, который наряду с багажной квитанцией удостоверяет договор воздушной перевозки пассажира.

Обратите внимание: есть категории пассажиров, перевозка которых для бронирования должна согласовываться с авиаперевозчиком. Это, например: пассажиры с ребенком до 2 лет; дети, которые перевозятся без сопровождения взрослых под наблюдением перевозчика; пассажиры с особенностями в плане здоровья (тяжелобольные, лишенные слуха и (или) зрения, с ограниченной способностью передвигаться и др.).

Большинство авиаперевозчиков также дают возможность при желании оформить авиабилет с открытой датой отправления. Бронирование по такому билету производится при наличии свободных пассажирских мест на рейсе. А если в момент обращения пассажира, имеющего билет с открытой датой, нет свободных мест на рейсы в течение срока действия договора перевозки, представитель перевозчика должен произвести бронирование на ближайший рейс, на котором есть свободное пассажирское место.

Как расторгнуть договор и вернуть деньги за авиабилет

В этом вопросе Правила № 88 ссылаются на законодательный акт: пассажир самолета вправе отказаться от исполнения договора воздушной перевозки пассажира в порядке, определенном ст. 101 Воздушного кодекса (ВК).

Согласно ст. 101 ВК пассажир вправе отказаться от исполнения договора воздушной перевозки, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за 5 дней до отправления, и получить обратно деньги за билет полностью. Если пассажир при добровольном отказе от полета сообщит об этом менее чем за 5 дней, деньги ему вернут с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% от стоимости его билета.

Отказ пассажира от исполнения договора воздушной перевозки может быть вынужденным или добровольным.

Вынужденным отказ считается, если он происходит по причинам:

● задержки отправления самолета;

● отмены рейса, указанного в билете;

● изменения авиаперевозчиком маршрута перевозки;

● невозможности предоставить пассажиру пассажирское место на рейс и дату, указанные в билете;

● задержки пассажира в аэропорту (пункте) отправления из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к воздушной перевозке веществ и предметов;

● необеспечения перевозчиком стыковки рейсов при ее необходимости;

● внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на самолете, что подтверждено медицинскими документами;

● непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

● неправильного оформления билета.

При вынужденном отказе пассажира от перелета перевозчик делает отметку в билете либо выдает пассажиру документ, подтверждающий указанные выше обстоятельства.

Во всех этих случаях деньги за билет возвращаются с учетом того, выполнена воздушная перевозка полностью или частично. В последнем случае (если часть стыковочного маршрута пассажиром пройдена) возвращается разница между всей стоимостью перевозки и стоимостью выполненной части.

Если пассажир отказывается от перелета по иным причинам, чем указанные выше, то это является добровольным отказом от исполнения договора воздушной перевозки. Деньги в таком случае возвращаются с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% стоимости билета, и опять же с учетом того, выполнен маршрут перевозки полностью или частично.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by