Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проблемы и решения
29.03.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как выехать на налоге

Власти продолжают искать способы пополнения бюджета с помощью «точечных» налоговых мер. 

Очередным шагом в этом направлении станет Указ от 25.03.2016 № 111 «О налогообложении и утверждении бюджета прожиточного минимума». Одновременно государство пытается компенсировать рост фискальной нагрузки увеличением некоторых пособий.

В соответствии с Указом № 111 обороты по реализации в Беларуси услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным автомобильным транс­портом в регулярном сообщении, городским электрическим транспортом и метрополитеном, внутренним водным транс­портом в пригородном сообщении, железнодорожным транс­портом общего пользования на городских и региональных линиях будут облагаться НДС по ставке 20%. Эта норма вступает в силу после официального опубликования Указа и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 марта 2016 г. Указом также предусмотрено, что отчетным периодом по НДС для плательщиков, оказывающих данные услуги, с 1 апреля т.г. признается календарный месяц. Таким образом, отменяется льгота, установленная подп. 1.14 п. 1 ст. 94 НК, просуществовавшая более 23 лет – с момента введения НДС в нашей стране. Одновременно ставка НДС в отношении оборотов по реализации на территории Беларуси услуг электросвязи, оказываемых абонентам, повышается с 20 до 25%.

«В целях сбалансированности бюджета правительством в текущем году вносятся предложения по консолидации доходов в бюджет, в т.ч. путем сокращения и ликвидации налоговых льгот», – цитирует министра финансов Владимира Амарина БЕЛТА. Дополнительные доходы бюджета составят в этом году около 1400 млрд Br.

Принимаемые меры не по­влекут повышения тарифов на эти услуги, заверяет В.Амарин. Произойдет лишь снижение и оптимизация затрат транспортных организаций.

Это весьма интересная идея. Обычно повышение НДС и акцизов автоматически влечет увеличение цен, поскольку косвенные налоги представляют собой надбавку к цене, изымаемую в бюджет. При этом субъект хозяйствования выступает, по сути, налоговым аген­том, собирающим налог с конечных пользователей и перечисляющим его в бюджет. Но белорусские власти не пошли на поводу у теории. У нас введение таких налогов или их увеличение с недавних пор сопровождается требованием не увеличивать цены. Так что пред­приятиям остается лишь искать резервы снижения затрат, смириться с падением собственной прибыли… или все равно попытаться увеличить цены. Но такая возможность у транспортников ограничена, поскольку тарифы на их услуги, обложенные теперь НДС, регулируются в соответствии с Указом № 72 государством. Прав­да, если с задачей минимизации издержек справиться не удастся, то Минэкономики и исполкомам придется соглашаться с пересмотром тарифов или наблюдать, как государственные транспортные организации скатываются к банкротству.

Еще занимательнее выглядит арифметика в отношении Интернета, мобильной и стационарной телефонной связи, которые затрагивает повышение ставки НДС. Министр финансов признал, что рост налога может несколько повысить стоимость этих услуг, «но все можно регулировать объемом потребления».

Если население воспользуется этим советом и сократит пользование услугами связи пропорционально росту тарифов, то их объем и выручка операторов, соответственно, снизятся. Но тогда адекватно уменьшится облагаемый НДС оборот и в бюджет поступит столько же налога, сколько было до появления Указа № 111. Получается, что если граждане из-за НДС станут слишком активно помалкивать, то нанесут определенный урон казне, пополнить которую власти надеются увеличением этого же налога. Ухудшится и финансовое положение организаций связи, которые тратят значительные средства на внедрение современных технологий. Так что увеличение ставки НДС повлияет не только на доходы бюджета, но и на уровень инвестиционного и инновационного развития нашей страны.

Отмена и сокращение налоговых льгот являются одним из показателей, которые предусматриваются нашей программой с Евразийским фондом стабилизации и развития и Международным валютным фондом, заявил министр.

Помнится, до недавнего времени наши зарубежные кредиторы в основном настаивали на прекращении субсидирования пассажирских перевозок. В любом случае теперь МВФ разделит с евразийскими финансовыми структурами ответственность за принимаемые непопулярные меры, толкающие нас к реформам. Впрочем, одно повышение налогов на структурные или институциональные преобразования явно не тянет. А вот пока МВФ и ЕФСР затягивают решение о выдаче нам кредитов, правительству РБ приходится искать средства для пополнения бюджета в карманах населения и бизнеса. Ведь остатки обещанных высоких социальных стандартов и ранее затеянные проекты модернизации АПК и отдельных промышленных предприятий и отраслей продолжают требовать поддержки государства. Конечно, можно было бы поискать пути сокращения некоторых бюджетных расходов, например, на содержание госаппарата и силовых структур, дать гражданам больше возможностей для самозанятости. Это могло бы улучшить ситуацию в экономике, но ограничит возможности контроля и управляемости.

Остается лишь подивиться наивности авторов Национальной платформы бизнеса-2016, продолжающих призывать к снижению фискальной нагрузки. События последних 6 месяцев показывают, что налоговая политика разворачивается в противоположном направлении. Некогда обещанный мораторий на введение новых налогов лучше не вспоминать. Впрочем, он изначально был сформулирован весьма лукаво. Ведь фискальную нагрузку можно резко повысить разными путями: меняя ставки, расширяя круг объектов обложения, отменяя ранее существовавшие льготы и ограничивая возможность применения преференциальных налоговых режимов. Такие действия фактически увеличивают налоговую нагрузку, но позволяют это не признавать, оставаясь незаметными для Всемирного банка при составлении рейтинга Doing Business.

***

В целях обеспечения дополнительной защиты социально уязвимых категорий граждан Указом № 111 бюджет прожиточного минимума (БМП) в среднем на душу населения с 1 марта т.г. повышен на 3,1%: с 1 591 310 до 1 640 000 Br.

В связи с изменением БПМ с марта увеличатся минимальные трудовые и социальные пенсии; надбавки, повышения к пенсиям и доплаты людям в возрасте 75 лет и старше, некоторые виды государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и иные выплаты, исчисляемые из размера БПМ.

Также с марта повышается критерий нуждаемости при определении права на государственную адресную социальную помощь граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом будет произведен перерасчет ежемесячного социального пособия, предоставляемого в рамках государственной адресной социальной помощи.

Бюджеты прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения на период с 1 февраля по 30 апреля 2016 г. остаются в прежних размерах, установленных с 1 февраля т.г. постановлением Минтруда и соцзащиты от 20.01.2016 № 4 (см. «ЭГ» № 7 от 29.01.2016 г., с. 1 Информбанка).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by