$

2.5448 руб.

2.8702 руб.

Р (100)

3.4543 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Проблемы и решения

Как ввод БелАЭС скажется на развитии отечественной экономики

05.11.2021
Как ввод БелАЭС скажется на развитии отечественной экономики
Фото: neg.by

В Беларуси планируется увеличить потребление электроэнергии в связи со вводом в эксплуатацию БелАЭС. Что предпринимает правительство для того, чтобы эффективно использовать энергетический потенциал страны в целях развития экономики? Выгодно ли юридическим лицам и гражданам повышать потребление электроэнергии? На эти вопросы на совместном заседании обеих палат Национального собрания ответил заместитель премьер-министра Юрий Назаров.

Строительная готовность второго энергоблока БелАЭС составляет почти 90%, а его ввод в эксплуатацию запланирован на 2022 год.

С момента включения в энергосистему Беларуси первого энергоблока произведено порядка 4,3 млрд кВт.ч электроэнергии, что позволило заместить до 1,2 млрд куб.м импортируемого природного газа.

Полный ввод БелАЭС в эксплуатацию даст возможность снизить потребление природного газа примерно на 4,5 млрд куб.м в год, или почти на 500 млн USD. В числе плюсов Юрий Назаров назвал также сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу почти на 7 млн т в год и создание новых рабочих мест. В Островце их число вырастет до 2,5 тыс. (2,2 тыс. там уже создано).

В целях экономии природного газа ведется строительство энергоисточников на местных видах топлива.

Вице-премьер еще раз напомнил: если производство развивается на том сырье, которое есть в стране, оно всегда имеет хорошие шансы на успех. Так, за прошлую пятилетку введены в эксплуатацию 117 энергоисточников суммарной тепловой мощностью почти 800 МВт, работающих на местном топливе. Это уже позволяет ежегодно снижать потребление природного газа до 400 млн м3. В 2021 г. введут еще 17 таких энергоисточников суммарной мощностью 121,9 МВт. В итоге доля местных видов топлива в валовом потреблении этих ресурсов за год вырастет примерно до 16%.

Всемирный банк (ВБ) с 2015 г. финансирует в Беларуси строительство таких энергоисточников на древесном топливе за счет кредитных ресурсов. В 2021 г. запланирован ввод в эксплуатацию шести, в 2022 г. – еще одиннадцати котельных. Юрий Назаров посетовал на нерасторопность властей на местах: к сожалению, как всегда не обходится без головотяпства. ВБ провел конкурс, подобрал исполнителей проекта, но в Горецком районе до сих пор не могут отвести участок для строительства. Теряются темпы, несмотря на то, что ВБ продолжает финансирование в условиях санкций.

Напомним, что в 2007 г. 95% топ­ливно-энергетического баланса страны занимал природный газ. Ввод в эксплуатацию БелАЭС позволит снизить эту долю до 60%.

 

Выиграют ли энергоемкие предприятия

Что касается тарифной политики, то в 2016–2020 гг. принят ряд решений, направленных на повышение экономической привлекательности использования электроэнергии юридическими лицами и населением.

Продолжается работа по сокращению перекрестного субсидирования, что позволяет поэтапно снижать финансовую нагрузку на потребителей реального сектора экономики. Так, для них тариф на электроэнергию за последние 5 лет снижен почти на 10%, для промышленных потребителей – на 12,7%.

Приняты программные документы для интеграции АЭС в энергосистему. Правительство рассчитывает, что это позволит к 2026 г. увеличить энергопотребление более чем на 2,6 млрд кВт.ч.

Постановлением МАРТ и Мин­энергетики от 30.11.2020 № 78/44 для юридических лиц с 2021 г. введена новая тарифная группа «энергоемкие потребители», для которых установлены тарифы по принципу «Больше потребляешь – меньше тариф». Например, 12 копеек вместо 27 за кВт.ч при потреблении свыше 300 млн кВт.ч в год.

Насколько выгодна такая система для энергоемких производств, вице-премьер разъяснил на примере ОАО «Крион», которое сегодня загружено заказами и работает на полную мощность. За 7 месяцев предприятие использовало такой же объем электроэнергии, как за весь 2020 год, и с 1 августа перешло в категорию «энергоемкие потребители». Тариф для него снизился на 40% – в итоге экономический эффект составил почти 1 млн руб.

Указом от 16.04.2021 № 153 «О развитии электроэнергетики» для всех производителей электроэнергии вводится оперативно-диспетчерское управление с использованием государственных сетей. Владельцам блок-станций, являющихся организациями ЖКХ, разрешено распределять избыток электроэнергии на собственные объекты в пределах одной области, а владельцам крупных блок-станций – в пределах страны. У потребителей появится возможность выбирать поставщика.

Создается и модернизируется инфраструктура для обеспечения поставок с АЭС во все регионы страны. На 20 объектах Белэнерго введены электрокотлы суммарной мощностью 916 МВт. Продолжается строительство пиково-резервных источников.

Благодаря принятым мерам обес­печен за 9 месяцев значительный прирост потреб­ления электроэнергии.

 

Домовладельцы интересуются…

О совершенствовании тарифной политики на встрече упоминали неоднократно. Например, сегодня при наличии отдельного прибора индивидуального учета расхода электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения тариф для населения приближается к четырем копейкам, т.е. он ниже среднего более чем в 4 раза.

И эффект уже заметен: по итогам 8 месяцев текущего года энергопотребление на нужды отопления и горячего водоснабжения выросло более чем в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Эту тему продолжили депутаты Палаты представителей. По их словам, многие жители готовы с учетом имеющихся льгот устанавливать электрокотлы для отопления домов. Однако далеко не у всех это получается. Почему энергетики многим отказывают?

За 8 последних месяцев удовлетворены 82% таких обращений, сообщил вице-премьер. Заявки граждан по увеличению разрешенной элект­рической мощности на нужды отоп­ления и горячего водоснабжения принимаются и выполняются в том случае, если это позволяет пропускная способность линии электропередач, резерв мощности трансформаторов и т.д.

К сожалению, не всегда есть возможность передачи этих дополнительных нагрузок. Во многих случаях придется проводить плановую реконструкцию электролиний, которые еще не самортизированы.

Указом от 05.10.2021 № 381 «О строительстве распределительных электрических сетей» определен порядок финансирования проектирования и реконструкции распределительных электрических сетей, находящихся на балансе энерго­снабжающих организаций, в индивидуальной жилой застройке. Если амортизация по сетям начислена в размере 100%, то финансирование осуществляется за счет республиканского бюджета, энергоснабжающих организаций и иных источников, не запрещенных законодательством. Если же амортизация составила менее 100%, то 70% расходов финансируется за счет вышеперечисленных источников, а 30% – за счет средств физических лиц, которым принадлежат на праве собственности жилые дома или квартиры. Отметим, что нормы указа на земельные участки садоводческих товариществ не распространяются.

 

Где подзарядить авто

Юрий Назаров также рассказал, что в стране начинается выпуск грузового, пассажирского и личного электротранспорта. СЗАО «БЕЛДЖИ» в 2021 г. начнет выпускать электромобиль GEELY. Всего в 2021 г. на сборку поступит 50 машинокомплектов, в 2022 г. – около тысячи. Уже набралось почти 650 заявок на этот электромобиль.

На «Белкоммунмаше» и МАЗе идет подготовка к выпуску опытных образцов электрогрузовиков грузоподъемностью 10 и 4 т. Кроме того, ведутся разработки электромобилей-мусоровозов и электробусов для аэропортов. Короче, планов громадье!

В связи с этой информацией депутат Палаты представителей Сергей Стельмашок поднял еще одну проб­лему. Он напомнил, что по белорусским дорогам сегодня передвигается большое количество легковых автомобилей, ввезенных из-за границы. В перспективе будет появляться электротранспорт отечественного производства. А как обстоят дела с зарядными станциями?

По словам вице-премьера, элект­розарядная сеть представлена 486 станциями, до конца 2021 г. будут введены в эксплуатацию еще 600, из них половина – быстрозарядные.

К 2030 г. предусмотрено создать более 1300 электрических заправочных станций. Предполагается также установка 25 супербыстрых электрозарядных комплексов в областных городах, Минске и на основных автомагистралях.

Важной задачей является синхронизация создания зарядных станций и инфраструктуры к ней.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное