Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как в «Беллегпроме» оценивают европейские санкции в отношении секонд-хендов

Фото: neg.by

В августе стало известно, что Европейский союз вводит запрет на ввоз в Беларусь одежды, бывшей в употреблении. Полноценно санкции начнут действовать с 1 октября 2024 г., и рынок секонд-хенда в нашей стране будет меняться. Председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина на пресс-конференции прокомментировала грядущие перемены, рассказала об основных экспортных направлениях концерна, а также анонсировала специализированную выставку BTI-2024.

Товар пробьется на рынок

Новости о противостоянии отечественного легпрома и секонд-хендов регулярно будоражили информационное пространство около 5 лет назад. Последние пару лет эта борьба немного утихла (или просто ушла из поля зрения медиа). В августе тема приобрела новое звучание – стало известно, что Европейский союз запретил в Беларусь ввоз одежды, бывшей в употреблении.

Лугина.jpg          Татьяна Лугина

«Действительно, не было бы счастья – да несчастье помогло. Так и в нашем случае», – прокомментировала запрет Т. Лугина.

Глава концерна отметила, что секонд-хенд, безусловно, влиял на рынок. Из ЕС привозили такого товара на сумму порядка 70 млн USD, у него была своя аудитория и своя ниша на рынке. Но в последние годы отечественные предприятия научились с ним конкурировать.

«А сейчас европейцы дошли до того, что сами ввели санкционные запреты на ввоз товаров секонд-хенда на территорию наших стран. Наверное, хотели нам навредить. Или наоборот – лучше сделать? Сложно сказать. Но я надеюсь, что наши грамотные руководители сумеют эту нишу занять», – подчеркнула она.

По словам Т. Лугиной, в ближайшее время какая-то доля рынка освободится. И отечественный легпром должен этим моментом воспользоваться. Ведь в долгосрочной перспективе секонд-хенд все равно пробьется в Беларусь, считает глава концерна.

«Пробьется через другие рынки. Но по какой цене и через какую логистику он будет завозиться – посмотрим. Запрет только вводится, пока рынок не ощутил какого-то яркого влияния или какой-то пустоты. Но я уверена, что весь другой мир готов заместить тот ассортимент, который завозился под категорией товаров "секонд-хенд"», – резюмировала она.

Рост экспорта обеспечили новые направления

Председатель «Беллегпрома» обратила внимание на еще одну тему, которая касается всех предприятий отрасли, – экспорт. Система предприятий концерна в текущем году показывает темп роста экспорта, который составляет 106% (Т. Лугина не уточнила, за какой именно период 2024 г. эти данные). Хотя экспорт на российский рынок все равно остается основным направлением, год в части поставок товаров за рубеж выдался нестандартным.

«Самый большой прирост по экспорту у нас отмечается на рынках дальнего зарубежья и стран СНГ (не Россия). Почему так складывается? Мы анализировали ситуацию и за семь, и за восемь месяцев. Наверное, это результат того труда, который мы проделывали, осваивая новые рынки», – подчеркнула она.

Среди таких быстро растущих направлений глава концерна назвала Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, Азербайджан. Хорошие результаты отмечены на индийском и китайском рынках.

Несмотря на сложности, «Беллегпром» экспортирует продукцию и в ЕС. Например, в Италию продают льняные ткани, небольшие поставки сохраняются в Бельгию и Сербию. Активно работает турецкое направление, куда также идут поставки льняных тканей.

Т. Лугина обратила внимание, что санкции напрямую не коснулись легкой промышленности, но проблемы в части логистики и расчетов за сырье или комплектующие все равно есть.

«С расчетами сегодня сложно, и не только с европейскими банками, но и с той же Турцией или Китаем, другими странами мира. Время по расчетам увеличилось», – отметила она и подчеркнула, что, несмотря на сложности, отрасль намерена выполнять прогнозные цифры по экспорту продукции.

Еще один момент, на который обратила внимание Т. Лугина, – переход с реализации сырьевой и полусырьевой продукции на экспорт готовых товаров с высокой добавленной стоимостью. Если раньше отечественные производители продавали за рубеж пряжу, кожу и ткани, то сейчас будут уходить в сторону готовых товаров и экспортировать одежду, обувь, предметы домашнего обихода (постельное белье, полотенца, покрывала и т.д.). Такая политика прописана в программе развития легпрома до 2030 г.

Приглашение на мероприятие

Более предметно ознакомиться с возможностями отечественного легпрома можно будет в начале октября: со 2 по 4 октября в Минске пройдет ежегодная отраслевая выставка BTI (раньше была известна как выставка BelTexIndustry).

Глава концерна пригласила всех заинтересованных посетить мероприятие. Оно будет рассчитано не только на профессиональных участников рынка, но и на обычных потребителей.

«На выставке каждый год наши лучшие предприятия демонстрируют свои новинки, предлагают для обсуждения оптовым покупателям коллекции "осень-зима", "зима-лето" следующего сезона. Это делается, чтобы получить обратную связь в виде заявок от покупателей или предварительных объемов закупок. Кроме того, это позволяет получить мнение посетителей выставки, понять, с чем мы угадали, а с чем – нет», – уточнила Т. Лугина.

Еще одна цель мероприятия – пригласить коллег из других стран и обсудить с ними кооперационные проекты и экспортные поставки. Ожидается, что BTI в этом году посетят компании из России, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Турции и др. В концерне планируют организовать для гостей поездки на ведущие предприятия отрасли.

Отдельное мероприятие в рамках выставки будет посвящено школьной теме. «Беллегпром» совместно с МАРТ и Минобразования проанализируют итоги школьного сезона этого года: какие модели продавались, а какие – нет, как складывалась ценовая ситуация, какие ткани предпочитали покупатели.

«Это нужно, чтобы к концу октября мы могли для себя обрисовать в объемах и цифрах, какую мы будем ставить задачу на 2025–2026 гг. Могу сказать, что этот сезон был очень активным, мы реализовывали определенные проекты. Посмотрим на их результаты», – резюмировала Т. Лугина.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by