Как в Беларуси внедряется отопление на пеллетах

Указ Президента, комплексы мер от правительства, суперльготный кредит от Беларусбанка – и все для того, чтобы с толком использовать отходы лесопереработки и нарастить долю местных видов топлива в энергобалансе.
Вначале было слово – слово «экспорт»
Пеллетные производства в Беларуси начали масштабно разворачивать после запрета (с 2016 г.) вывоза из страны необработанной древесины. Ее стали активно перерабатывать на месте, что привело к появлению большого количества отходов. Решение было под рукой – рядом емкий европейский рынок, где потребление древесных топливных гранул (собственно, тех самых пеллет) увеличилось в связи с курсом на «зеленую экономику» и периодическим подорожанием газа. Под влиянием этих факторов в Беларуси были развернуты перерабатывающие мощности на сотни тысяч тонн и начались успешные продажи в ряд европейских стран.
Многоточие в этой истории поставили западные санкции, под которые попал экспорт всей продукции деревообработки. Помимо мер таможенного контроля, были аннулированы все сертификаты FCS на продукцию белорусских и российских предприятий, что сделало невозможным ее использование в Европе.
Попытки найти замену европейскому рынку в Турции, Китае, Южной Корее заметных результатов пока не дали – дешевый и габаритный товар сильно теряет в конкурентоспособности при поставке на большие расстояния. Так приоритетом стала «пеллетизация» отопления внутри страны.
Целевые показатели по доле местных ТЭРза 2024 год
Государственной программой «Энергосбережение» на 2021–2025 годы, утв. постановлением Совмина от 24.02.2021 № 103, республиканским и местным органам госуправления установлены целевые показатели по доле местных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в котельно-печном топливе.
По итогам работы за 2024 год большинством госорганов они были выполнены. Минлесхоз и Беллесбумпром ожидаемо являются лидерами – с долей местных ТЭР в 99,3% и 79,3% соответственно. В тройку также входит Белтопгаз (но благодаря торфу) – 74%. Значимый показатель и у предприятий Минстройархитектуры – 21,6%. А вот у системы Минпрома всего 1% (при плановом задании 1,5%). Белэнерго показатель доводился не в процентах, а в тоннах условного топлива, и до него несколько не дотянули (247,9 тыс. т у.т. вместо 252)).
В региональном разрезе лидер Минский облисполком – 25,4%, выше 20% показатель также у Гомельского и Могилевского. У Гродненского – 16,5%, Брестского – 14%, Витебского – 8,1%. У Мингорисполкома – 2%.
В целом по стране в I квартале 2025 г. целевой показатель по доле местных ТЭР в валовом потреблении составил 15%. Но здесь речь идет о более широкой линейке местных видов топлива (торф, брикеты, щепа, отходы и т.п.), а не только о пеллетах.
Комплекс мер по пеллетам
Комплексом мер по увеличению использования древесных топливных гранул (пеллет), утв. постановлением Совмина от 23.10.2023 № 716 (в редакции от 02.10.2024), предусмотрены задания по использованию пеллет в системе Минлесхоза, Беллесбумпрома, Минстройархитектуры и предприятий местного подчинения. Суммарно на 43 тыс. т в прошлом году, 72,3 тыс. т в текущем, 129,2 тыс. т – в следующем. Эти цифры включают и потребление населением соответствующих регионов.
Для их достижения был запланирован ряд мер: строительство энергоисточников на пеллетах с потреблением почти в 63 тыс. т в год, реконструкция объектов Белэнерго с установкой котлов на пеллетах – еще 54 тыс. т в год, перевод на пеллеты котельных Минлесхоза – 5 тыс. т в год (почти столько же – от котельных ЖКХ), совместное сжигание пеллет с другими видами топлива – 8,3 тыс. т., не менее 30 тыс. т в год должно дать использование пеллет в качестве топлива на цементных заводах.
Также цены на пеллеты были отнесены к регулируемым, с фиксацией для потребителей.
По данным Департамента по энергоэффективности Госстандарта, реализация Комплекса мер позволила обеспечить объем использования пеллет в качестве топлива в Беларуси за 2024 год на уровне 44,3 тыс. т. В I квартале 2025 г. объем их использования составил уже 23,3 тыс. т.
Как это работает на местах
Например, в рамках комплекса произведена модернизация одной из котельных в г.п. Ружаны Пружанского района. Мощность котельной – 180 кВт. Планируемый объем потребления пеллет – 54 т в год. Затраты на модернизацию составили 258,3 тыс. руб. Ожидаемый срок окупаемости проекта – менее 10 лет.
В Гродненской области в 2024 г. организациями ЖКХ введены в эксплуатацию котлы на пеллетах на 6 котельных: в агрогородках Луки и Райца Кореличского района, Крево и Солы Сморгонского района, Кобыльники Свислочского района, а также в городском поселке Берестовица. Общая установленная мощность вновь введенных котлов на пеллетах составляет 1,3 МВт. Планируемое увеличение использования пеллет – 315 т в год. Затраты на производство тепловой энергии сократились в 2 раза. К примеру, себестоимость производства 1 Гкал тепловой энергии на котельной в агрогородке Крево Сморгонского района снизилась с 255,11 руб. за декабрь 2023 г. до 127,17 руб. за соответствующий месяц 2024 г. В текущем году котельные на пеллетах появятся в Слониме и Новогрудке.
Экономический эффект достигается в т.ч. за счет автоматизации технологического процесса и сокращения обслуживающего персонала. Как правило, до модернизации количество работников котельной составляло не менее 4 человек и затраты на содержание персонала в себестоимости тепловой энергии занимали значительную часть – порядка 40–50%. После замены оборудования численность сократилась до 0,25–1 ставки. Нужный объем пеллет загружается в бункер на длительный срок, автоматика позволяет управлять оборудованием дистанционно, а также выводить информацию об ошибках или аварии на диспетчерский пункт или телефон ответственного лица.
Мониторинг работы пяти котельных на пеллетах в Могилевской области, введенных в эксплуатацию в 2024 г., показал, что все котельные успешно работали в автоматическом режиме, резервные котлы в сезоне не задействовались. Всего сейчас в Могилевской области 97 котельных, работающих на пеллетах, в т.ч. в секторе ЖКХ – 13, на предприятиях Могилевского производственного лесохозяйственного объединения – 84.
Пеллеты или щепа?
На местах сильным конкурентом пеллет все еще выступает щепа, не требующая дополнительной переработки.
В ряде случаев реконструкция котельных идет с установкой котлов на щепе. Например, в 2025 г. в Могилевской области предусмотрена реконструкция двух существующих и строительство двух новых котельных с установкой в них котлов, работающих на пеллетах и топливной щепе. Общая тепловая мощность котлов, работающих на пеллетах, составит 4 МВт, а работающих на топливной щепе – 9 МВт. И в том, и в другом случае потребление газа снижается, а отходы деревообработки – утилизируются. Но при этом не решается проблема загрузки пеллетных мощностей.
Апробируется вариант совместного сжигания щепы и пеллет. В частности, на Пинской и Пружанской ТЭЦ. Практика показала необходимость реконструкции системы топливоподачи для оптимизации такого использования.
Ценообразование и стимулирование
Регулирование цен на пеллеты было введено с августа 2024 г. постановлением Совмина от 25.07.2024 № 521 «О регулировании цен» (далее – постановление № 521) и изначально касалось реализации топливных гранул организациям системы ЖКХ, ТЭЦ и цементным заводам. Постановлением Минлесхоза от 01.08.2024 № 33 для данной группы потребителей была установлена цена за тонну пеллет – 160 руб. без НДС (действует и сейчас).
Позже в постановление № 521 были внесены изменения, предоставившие Минлесхозу право регулировать цены на пеллеты, производимые подчиненными организациями. Постановлением Минлесхоза от 15.10.2024 № 36 введены фиксированные розничные цены на древесные топливные гранулы при реализации населению со склада изготовителя (лесхоза) – в размере 240 руб./т, со склада продавца – в размере 282 руб./т, прочим потребителям – в размере 200 руб./т без НДС (на условиях франко-склад изготовителя).
Однако этот порядок не распространяется на поставки населению по розничным ценам, устанавливаемым облисполкомами и Мингорисполком в пределах норм отпуска, определенных постановлением Совмина от 09.11.2012 № 1028 «Об обеспечении населения твердыми видами топлива» (гражданам, постоянно проживающим в одноквартирном жилом доме, квартире в блокированном жилом доме, не подключенным к системе централизованного теплоснабжения). Для них правительство в октябре 2024 г. увеличило предельную норму отпуска по фиксированным розничным ценам с 2 т до 3,6 т на одно домовладение в календарном году. Фиксированная цена на объем в пределах нормы с 16.01.2025 установлена в размере 50 руб./т (стоимость доставки 30 руб./т с НДС в пределах района). Доставка осуществляется равномерно по согласованию с покупателем (но объемом не менее 1 т). Экономия домовладения за сезон – от 300 до 540 руб. Разница в цене возмещается производителю за счет средств местного бюджета.
Однако при принятии решения, чем отапливать свой дом, камнем преткновения может становиться относительно более высокая стоимость котлов на пеллетах. В связи с этим Беларусбанк добавил пеллетные котлы в список товаров, которые можно купить с помощью программы кредитования «На родныя тавары» (под 4% годовых сроком на 3 года).
Также с 1 июля 2025 г. начнет действовать Указ от 30.12.2024 № 475 «О возмещении расходов на приобретение котельного оборудования, работающего на древесных топливных гранулах (пеллетах)». В соответствии с ним гражданам Беларуси, являющимся собственниками одноквартирных жилых домов или жилых помещений в блокированных жилых домах, по решению районных, городских исполкомов, администраций районов в г. Минске возмещается часть расходов на приобретение котельного оборудования для теплоснабжения жилых домов (производителями которого являются юрлица Беларуси и ЕАЭС). Возмещение производится за счет средств местных бюджетов однократно на приобретение котельного оборудования для теплоснабжения одного жилого дома. Размер возмещения составляет 40% от стоимости приобретенного котельного оборудования, но не более 120 базовых величин (на дату принятия решения о возмещении части расходов).
***
Пеллеты, безусловно, перспективное для Беларуси топливо: низкая зольность, экологичность, высокая теплотворность, доступная цена, местное производство. Однако по ряду причин (организационных, финансовых, технологических) в обозримой перспективе потребление их в Беларуси не сможет загрузить все созданные производственные мощности (даже 200 тыс. из 1 млн т были бы высоким и амбициозным результатом). Единственным экономически целесообразным вариантом для пеллетной отрасли остается возвращение на европейский рынок.