Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как в Беларуси внедряется отопление на пеллетах

Фото: freepik.com

Указ Президента, комплексы мер от правительства, суперльготный кредит от Беларусбанка – и все для того, чтобы с толком использовать отходы лесопереработки и нарастить долю местных видов топлива в энергобалансе.

Вначале было слово – слово «экспорт»

Пеллетные производства в Бела­руси начали масштабно разворачивать после запрета (с 2016 г.) вывоза из страны необработанной древесины. Ее стали активно перерабатывать на месте, что привело к появлению большого количества отходов. Решение было под рукой – рядом емкий европейский рынок, где потребление древесных топливных гранул (собственно, тех самых пеллет) увеличилось в связи с курсом на «зеленую экономику» и периодическим подорожанием газа. Под влиянием этих факторов в Беларуси были развернуты перерабатывающие мощности на сотни тысяч тонн и начались успешные продажи в ряд европейских стран.

Многоточие в этой истории поставили западные санкции, под которые попал экспорт всей продукции деревообработки. Помимо мер таможенного контроля, были аннулированы все сертификаты FCS на продукцию белорусских и российских предприятий, что сделало невозможным ее использование в Европе.

Попытки найти замену европейскому рынку в Турции, Китае, Южной Корее заметных результатов пока не дали – дешевый и габаритный товар сильно теряет в конкурентоспособности при поставке на большие расстояния. Так приоритетом стала «пеллетизация» отопления внутри страны.

Целевые показатели по доле местных ТЭРза 2024 год

Государственной программой «Энер­госбережение» на 2021–2025 годы, утв. постановлением Совмина от 24.02.2021 № 103, республиканским и местным органам гос­управления установлены целевые показатели по доле местных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в котельно-печном топливе.

По итогам работы за 2024 год большинством госорганов они были выполнены. Минлесхоз и Беллесбумпром ожидаемо являются лидерами – с долей местных ТЭР в 99,3% и 79,3% соответственно. В тройку также входит Белтопгаз (но благодаря торфу) – 74%. Значимый показатель и у предприятий Мин­стройархитектуры – 21,6%. А вот у системы Минпрома всего 1% (при плановом задании 1,5%). Белэнерго показатель доводился не в процентах, а в тоннах условного топлива, и до него несколько не дотянули (247,9 тыс. т у.т. вместо 252)).

В региональном разрезе лидер Минский облисполком – 25,4%, выше 20% показатель также у Гомельского и Могилевского. У Гродненского – 16,5%, Брест­ского – 14%, Витебского – 8,1%. У Мингорисполкома – 2%.

В целом по стране в I квартале 2025 г. целевой показатель по доле местных ТЭР в валовом потреблении составил 15%. Но здесь речь идет о более широкой линейке местных видов топлива (торф, брикеты, щепа, отходы и т.п.), а не только о пеллетах.

Комплекс мер по пеллетам

Комплексом мер по увеличению использования древесных топливных гранул (пеллет), утв. постановлением Совмина от 23.10.2023 № 716 (в редакции от 02.10.2024), предусмотрены задания по использованию пеллет в системе Минлесхоза, Беллесбумпрома, Мин­стройархитектуры и предприятий местного подчинения. Суммарно на 43 тыс. т в прошлом году, 72,3 тыс. т в текущем, 129,2 тыс. т – в следующем. Эти цифры включают и потребление населением соответствующих регионов.

Для их достижения был запланирован ряд мер: строительство энергоисточников на пеллетах с потреблением почти в 63 тыс. т в год, реконструкция объектов Белэнерго с установкой котлов на пеллетах – еще 54 тыс. т в год, перевод на пеллеты котельных Минлесхоза – 5 тыс. т в год (почти столько же – от котельных ЖКХ), совместное сжигание пеллет с другими видами топлива – 8,3 тыс. т., не менее 30 тыс. т в год должно дать использование пеллет в качестве топлива на цементных заводах.

Также цены на пеллеты были отнесены к регулируемым, с фиксацией для потребителей.

По данным Департамента по энергоэффективности Госстандарта, реализация Комплекса мер позволила обеспечить объем использования пеллет в качестве топлива в Беларуси за 2024 год на уровне 44,3 тыс. т. В I квартале 2025 г. объем их использования составил уже 23,3 тыс. т.

Как это работает на местах

Например, в рамках комплекса произведена модернизация одной из котельных в г.п. Ружаны Пружанского района. Мощность котельной – 180 кВт. Планируемый объем потребления пеллет – 54 т в год. Затраты на модернизацию составили 258,3 тыс. руб. Ожидаемый срок окупаемости проекта – менее 10 лет.

В Гродненской области в 2024 г. организациями ЖКХ введены в эксплуатацию котлы на пеллетах на 6 котельных: в агрогородках Луки и Райца Кореличского района, Крево и Солы Сморгонского района, Кобыльники Свислочского района, а также в городском поселке Берестовица. Общая установленная мощность вновь введенных котлов на пеллетах составляет 1,3 МВт. Планируемое увеличение использования пеллет – 315 т в год. Затраты на производство тепловой энергии сократились в 2 раза. К примеру, себестоимость производства 1 Гкал тепловой энергии на котельной в агрогородке Крево Сморгонского района снизилась с 255,11 руб. за декабрь 2023 г. до 127,17 руб. за соответствующий месяц 2024 г. В текущем году котельные на пеллетах появятся в Слониме и Новогрудке.

Экономический эффект достигается в т.ч. за счет автоматизации технологического процесса и сокращения обслуживающего персонала. Как правило, до модернизации количество работников котельной составляло не менее 4 человек и затраты на содержание персонала в себестоимости тепловой энергии занимали значительную часть – порядка 40–50%. После замены оборудования численность сократилась до 0,25–1 ставки. Нужный объем пеллет загружается в бункер на длительный срок, автоматика позволяет управлять оборудованием дистанционно, а также выводить информацию об ошибках или аварии на диспетчерский пункт или телефон ответственного лица.

Мониторинг работы пяти котельных на пеллетах в Могилевской области, введенных в эксплуатацию в 2024 г., показал, что все котельные успешно работали в автоматическом режиме, резервные котлы в сезоне не задействовались. Всего сейчас в Могилевской области 97 котельных, работающих на пеллетах, в т.ч. в секторе ЖКХ – 13, на предприятиях Могилевского производственного лесохозяйственного объединения – 84.

Пеллеты или щепа?

На местах сильным конкурентом пеллет все еще выступает щепа, не требующая дополнительной переработки.

В ряде случаев реконструкция котельных идет с установкой котлов на щепе. Например, в 2025 г. в Могилевской области предусмотрена реконструкция двух существующих и строительство двух новых котельных с установкой в них котлов, работающих на пеллетах и топливной щепе. Общая тепловая мощность котлов, работающих на пеллетах, составит 4 МВт, а работающих на топливной щепе – 9 МВт. И в том, и в другом случае потребление газа снижается, а отходы дерево­обработки – утилизируются. Но при этом не решается проблема загрузки пеллетных мощностей.

Апробируется вариант совместного сжигания щепы и пеллет. В частности, на Пинской и Пружанской ТЭЦ. Практика показала необходимость реконструкции системы топливоподачи для оптимизации такого использования.

Ценообразование и стимулирование

Регулирование цен на пеллеты было введено с августа 2024 г. постановлением Совмина от 25.07.2024 № 521 «О регулировании цен» (далее – постановление № 521) и изначально касалось реализации топливных гранул организациям системы ЖКХ, ТЭЦ и цементным заводам. Постановлением Минлесхоза от 01.08.2024 № 33 для данной группы потребителей была установлена цена за тонну пеллет – 160 руб. без НДС (действует и сейчас).

Позже в постановление № 521 были внесены изменения, предоставившие Минлесхозу право регулировать цены на пеллеты, производимые подчиненными организациями. Постановлением Минлесхоза от 15.10.2024 № 36 введены фиксированные розничные цены на древесные топливные гранулы при реализации населению со склада изготовителя (лесхоза) – в размере 240 руб./т, со склада продавца – в размере 282 руб./т, прочим потребителям – в размере 200 руб./т без НДС (на условиях франко-склад изготовителя).

Однако этот порядок не распространяется на поставки населению по розничным ценам, устанавливаемым облисполкомами и Мингорисполком в пределах норм отпуска, определенных постановлением Совмина от 09.11.2012 № 1028 «Об обеспечении населения твердыми видами топлива» (гражданам, постоянно проживающим в одноквартирном жилом доме, квартире в блокированном жилом доме, не подключенным к системе централизованного теплоснабжения). Для них правительство в октябре 2024 г. увеличило предельную норму отпуска по фиксированным розничным ценам с 2 т до 3,6 т на одно домовладение в календарном году. Фиксированная цена на объем в пределах нормы с 16.01.2025 установлена в размере 50 руб./т (стоимость доставки 30 руб./т с НДС в пределах района). Доставка осуществляется равномерно по согласованию с покупателем (но объемом не менее 1 т). Экономия домовладения за сезон – от 300 до 540 руб. Разница в цене возмещается производителю за счет средств местного бюджета.

Однако при принятии решения, чем отапливать свой дом, камнем преткновения может становиться относительно более высокая стоимость котлов на пеллетах. В связи с этим Беларусбанк добавил пеллетные котлы в список товаров, которые можно купить с помощью программы кредитования «На родныя тавары» (под 4% годовых сроком на 3 года).

Также с 1 июля 2025 г. начнет действовать Указ от 30.12.2024 № 475 «О возмещении расходов на приобретение котельного оборудования, работающего на древесных топливных гранулах (пеллетах)». В соответствии с ним гражданам Беларуси, являющимся собственниками одноквартирных жилых домов или жилых помещений в блокированных жилых домах, по решению районных, городских исполкомов, администраций районов в г. Минске возмещается часть расходов на приобретение котельного оборудования для теплоснабжения жилых домов (производителями которого являются юрлица Беларуси и ЕАЭС). Возмещение производится за счет средств местных бюджетов однократно на приобретение котельного оборудования для теплоснабжения одного жилого дома. Размер возмещения составляет 40% от стоимости приобретенного котельного оборудования, но не более 120 базовых величин (на дату принятия решения о возмещении части расходов).

***

Пеллеты, безусловно, перспективное для Беларуси топливо: низкая зольность, экологичность, высокая теплотворность, доступная цена, местное производство. Однако по ряду причин (организационных, финансовых, технологических) в обозримой перспективе потребление их в Беларуси не сможет загрузить все созданные производственные мощности (даже 200 тыс. из 1 млн т были бы высоким и амбициозным результатом). Единственным экономически целесообразным вариантом для пеллетной отрасли остается возвращение на европейский рынок.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by