picture
USD:
2.9887
EUR:
3.5132
RUB:
3.6865
BTC:
121,971.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Торговля. Общепит
сегодня в 00:00 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как в Беларуси пытаются повлиять на бизнес маркетплейсов

Фото: freepik.com

Согласно официальной информации, маркетплейсы способствуют росту продаж импортных товаров в Беларуси. В ответ на это регуляторы — Минэкономики и МАРТ — принимают меры для того, чтобы крупные представители интернет-торговли активнее работали и с белорусскими товарами.

Переломный момент

Для белорусских госорганов, включая МАРТ, Нацбанк, Минэкономики, в 2025 г. одна из задач заключалась в увеличении доли продаж отечественных товаров на внутреннем рынке. Последние 10 лет этот показатель снижался и в I квартале 2025 г. достиг исторического минимума.

В ответ власти в 1-м полугодии приняли ряд мер, чтобы на этот тренд повлиять. Нацбанк рекомендовал коммерческим банкам ограничить выдачу кредитов на покупку импортных товаров. МАРТ стало подписывать с торговыми организациями специальные соглашения о продвижении отечественных товаров.

Уже во II квартале, по данным Белстата, наметился перелом.

«Если ранее мы наблюдали постоянное снижение доли товаров отечественного производства, то во II квартале отмечаем рост по продовольственным товарам на 1 п.п., по непродовольственным — на 1,1 п.п.», — констатировала во время недавней пресс-конференции заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич.

По данным Белстата, по итогам работы торговых организаций в 1-м полугодии доля отечественных товаров в розничном товарообороте составила 54,6% против 53,5% в I квартале 2025 г. При этом год назад эта доля была гораздо выше и составляла в середине 2024 г. 57,9%.

Причем тут маркетплейсы

По мнению МАРТ, интернет-площадки способствуют снижению доли продаж белорусских товаров на внутреннем рынке: на них широко представлены дешевые товары из Китая, Узбекистана и других стран.

При этом белорусские предприятия не всегда довольны эффектом от сотрудничества с маркетплейсами. Во время недавнего семинара в МАРТ представитель концерна «Беллегпром» сообщила, что предприятия легкой промышленности «оперативно подключились» к работе на маркетплейсах. Однако полученный «опыт оказался негативным».

«Наши предприятия понесли экономический урон от присутствия на интернет-площадках», — уточнила представитель концерна.

Позиция МАРТ сводится к тому, что «недопустимо работать с убытками» ни маркетплейсам, ни белорусским производителям, которые там представлены. Учитывая, что белорусские регуляторы отстаивают интересы отечественных предприятий, попытки повлиять на ситуацию будут продолжены.

Новые требования к интернет-торговле

В проекте Указа «О совершенствовании регулирования потребительского рынка», подготовленном МАРТ, предлагается ввести для субъектов интернет-торговли обязанность разрабатывать, утверждать и согласовывать с местными властями перечни товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, как это делают стационарные торговые организации.

Устные сигналы и переговоры

Минэкономики активно взаимодействует с руководством маркетплейсов. Министр экономики Юрий Чеботарь в июне «на полях» Петербургского международного экономического форума встречался с генеральным директором «Озон Холдинг» и обсуждал с ним «возможности продвижения отечественных товаров через интернет-площадку Ozon». А в августе глава Минэкономики встречался уже с руководством российского маркетплейса Wildberries и поднимал вопрос «повышения эффективности продаж» белорусских товаров через этот ресурс.

«По итогам встречи выработаны подходы по дальнейшему взаимодействию в рамках реализации проекта, определению возможностей и механизмов участия в нем белорусских производителей», — сообщило Минэкономики.

Ответ маркетплейсов

Маркетплейсы демонстрируют готовность идти навстречу. Руководство Wildberries недавно представило министру экономики РБ «Платформу роста», которая в начале 2025 г. была презентована президенту РФ. В рамках этой платформы маркетплейс уже предлагает российским производителям поддержку по ведению онлайн-бизнеса на всех этапах продаж.

Проект комплексной поддержки и развития российских предпринимателей «Платформа роста» был запущен компанией Wildberries & Russ в декабре 2024 г. Можно предположить, что с учетом его презентации в РБ поддержка российского маркетплейса вскоре станет доступна и для белорусских производителей.

В сентябре 2025 г. Wildberries снизил лицензионный платеж при регистрации личного кабинета для белорусских компаний, которые хотят торговать на маркетплейсе. Белорусским продавцам товаров также разрешили отгружать продукцию не только на склады и сортировочные центры интернет-площадки, но и сразу в пункты самовывоза.

Кроме того, на Wildberries и Ozon созданы разделы с белорусскими товарами, которые пользуются спросом. Таким образом, маркетплейсы начинают превращаться из каналов для реализации зарубежных товаров в инструмент продвижения белорусских производителей.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by