Как усовершенствовать экологический налог и страховые отчисления
Итоги опроса, проведенного Белорусским союзом нанимателей и предпринимателей им. Кунявского, определили основные недостатки и возможные направления совершенствования экологического налога и обязательных отчислений по социальному страхованию.
Систему взимания экологического налога положительно оценили более половины (58,2%) опрошенных организаций, 31,1% считают, что ее надо совершенствовать, а 10,6% – указывают на необходимость коренной реформы с учетом бережного использования природных ресурсов. При этом респонденты предлагают: уплачивать экологический налог в виде одного платежа, а не четырех; исключить из объектов обложения экологическим налогом хранение на территории субъектов хозяйствования отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, превышающих количество, необходимое для перевозки одной транспортной единицей, а также захоронение неопасных отходов производства (отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения и др.).
Кроме того, участники опроса предлагают платить экологический налог за хранение отходов производства только для отходов, подлежащих «долговременному» хранению в соответствии с разрешением на хранение и захоронение отходов и отменить предоставление налоговой декларации и уплаты экологического налога, в т.ч. по причине незначительности сумм. Среди других предложений – снижение ставок по сбору на тару; пересмотр объектов обложения экологическим налогом на выбросы в атмосферный воздух в части корректировки общих суммарных объемов выбросов (с 3 до 150 тонн в год), исключить из объектов налогообложения вещества 2-го класса опасности. Предлагается также применять коэффициент 0,9 при расчете налога для организаций, имеющих экологический сертификат соответствия, в течение всего срока его действия; снизить трудоемкость расчета и упростить определение налоговой базы; установить экологический налог в виде фиксированной суммы в зависимости от вида деятельности; увязать экологический налог с энергосбережением и природоохранными мероприятиями.
Средние ориентировочные расходы анкетируемых организаций за 2017 год по осуществлению и администрированию платежей в другие (за исключением ФСЗН) бюджетные и внебюджетные фонды составили 30,2 тыс. BYN. При этом почти треть опрошенных (33%) считают действующую систему обязательного страхования устаревшей, где вся ответственность возложена на нанимателя, и поэтому нужна ее коренная перестройка; 17,3% – устаревшей, но ее можно использовать при небольшой корректировке; всего 5,2% – совершенной и справедливой; 18,6% – достаточно совершенной и справедливой, но требующей корректировки. Затруднились оценить эту систему четверть опрошенных (25,8%).
Обратим внимание, что абсолютное большинство опрошенных организаций (75,2%) считают, что более высокий по сравнению со странами – партнерами по ЕАЭС уровень социальной нагрузки на нанимателей (отчисления в ФСЗН – 34%) влияет на конкурентоспособность коммерческих организаций Беларуси, всего 2,6% отметили, что такого влияния нет, 22,2% затруднились с оценкой. При этом 80,7% назвали отрицательным такое влияние, 0,7% – положительным, 18,6% не смогли ответить.
Исходя из ставок отчислений по страхованию работников главная финансовая ответственность возложена на нанимателя (34% или 97% от общей ставки) и минимальная – на работника (1% или 3% от общей ставки). Интересно, что 19,9% респондентов считают, что такое разделение ответственности мотивирует работника к высокопроизводительному труду, 32,6% – не мотивирует, а порождает безответственность и иждивенчество, и почти половина (47,5%) затруднились с оценкой.
Еще один важный пункт опроса связан с оценкой особых режимов налогообложения. Считают целесообразным существование особых режимов налогообложения для отдельных зон и приоритетных направлений развития бизнеса (например, СЭЗ, ПВТ и др.) 43,4% организаций, противоположного мнения придерживаются 28,6% организаций и почти столько же (28%) затруднились с ответом.
Показатели |
Среднее значение |
Min. значение |
Max. значение |
Налоговые платежи в % к добавленной стоимости |
29,3 |
0,5 |
87,8 |
Отчисления в ФСЗН и Белгосстрах в % к добавленной стоимости |
12,5 |
1,5 |
57,9 |
Другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в % к добавленной стоимости |
1,7 |
- |
27,0 |
А с оценкой уровня налоговой нагрузки ответы разделились следующим образом. У 25,8% ответивших на этот вопрос налоговые платежи составляют более 40% к добавленной стоимости, у 6,7% отчисления в ФСЗН и Белгосстрах в структуре добавленной стоимости занимают более 30%, у 6,2% другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды составляют более 5% к добавленной стоимости.
Результаты оценки работы профильных структур в сфере реализации фискальной функции представлены в следующей таблице.
|
хорошо |
положительно |
плохо |
затрудняюсь ответить |
Работа госорганов в части выполнения функций по администрированию и взиманию налогов и сборов |
16,0 |
36,5 |
7,6 |
39,9 |
Работа госорганов в части выполнения контрольных функций по взиманию налогов и сборов |
15,8 |
44,8 |
5,0 |
34,4 |
Работа госорганов в части ежегодного изменения налогового законодательства |
4,0 |
17,3 |
32,9 |
45,8 |
Работа бизнес-ассоциаций в части защиты интересов бизнеса, в том числе по изменению налогового законодательства, за последние 3 года |
1,6 |
15,9 |
9,0 |
73,5 |