Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как усилить роль национальных валют в ЕАЭС

Роль национальных валют во взаиморасчетах стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) может усилиться по мере развития рынка капитала, роста доступности кредитования в этих валютах и реализации совместных производственных и инфраструктурных проектов. Кроме того, необходима защита прав собственности, упорядочение деятельности гос­органов и судов в этой сфере. Меньше всего здесь можно рассчитывать на директивные и ограничительные методы стимулирования, говорится в докладе Центра интеграционных исследований ЕАБР «Национальные валюты во взаиморасчетах в рамках ЕАЭС: препятствия и перспективы».

За последние 6 лет удельный вес российского рубля в структуре платежей в ЕАЭС увеличился с 56 до 75%, а доллара – снизился с 35 до 19%. Однако доллар остается доминирующей валютой при оплате товаров и услуг между странами ЕАЭС, исключая Россию. Впрочем, и в РФ по своему значению в совокупных платежах рубль уступает доллару и фактически соответствует евро. В зоне СНГ между рублем и долларом сохраняется стабильный паритет, в ЕАЭС на рубль приходится 2/3 рынка, а в Таджикистане – свыше 80%.

В целом рублевые расчеты между странами ЕАЭС в рублях составляют более 69 млрд. USD, в долларах США – примерно 18 млрд. USD, в евро – около 5 млрд. USD. Использование национальных валют ЕАЭС во взаимных сделках устраняет для многих предпринимателей нежелательные валютные риски, сокращает экономические и регуляторные барьеры во внешней торговле, содействует укреплению макроэкономической стабильности, а также развитию национальных финансовых рынков и посредников, уверяют аналитики Центра. Следуя этой логике, доля российского и белорусского рублей, тенге, сомов и драмов в расчетах в последние годы должна расти (cм. табл.).

Взаимные платежи государств – членов ЕАЭС, %

Расчеты

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

в армянских драмах

0,1

0,1

0,1

0,1

в белорусских рублях

0,4

0,3

0,5

0,4

в казахстанских тенге

0,4

0,5

1,1

0,7

в кыргызских сомах

в российских рублях

61,8

67,4

68,0

74,1

в долларах США

30,3

26,3

25,0

19,3

в евро

6,8

5,2

5,1

5,2

в других валютах

0,2

0,2

0,2

0,2

Тем не менее в Беларуси почти половина расчетов со странами ЕАЭС (кроме России) производится в долларах, между Казахстаном и Кыргызстаном – около 80%. По мнению авторов доклада, это серьезный резерв для повышения значимости национальных валют в расчетах.

Основными препятствиями здесь являются низкая ликвидность рынка конверсионных операций в локальных валютных парах, отсутствие инструментов валютного хеджирования и кредитов по торговому финансированию. Все это создает дополнительные издержки и неконтролируемые риски участников внешнеторговой деятельности. При этом опрошенные Центром респонденты определили ряд негативных факторов, мешающих усилению роли национальных валют в расчетах. Главными из них названы высокие валютные риски, сложившиеся бизнес-­ практики и отсутствие экономических стимулов использования национальных валют вместо резервных.

Регуляторно-надзорные факторы мешают усилению роли национальных валют в расчетах между странами ЕАЭС гораздо меньше, чем макро- и микроэкономические. В частности, респонденты отметили высокие транзакционные издержки, низ­кую ликвидность национальных валют по сравнению с долларом, их неустойчивость к внешним шокам, высокие инфляционные ожидания и неопределенность перспектив российской экономики.

В ЕАЭС биржевой срочный рынок, на котором теоретически могут быть внедрены механизмы хеджирования валютных рисков по операциям с использованием валют стран Союза, существует только в Казахстане, России и Армении. Но в двух последних нет таких инструментов по обмену валют стран ЕАЭС без участия иной резервной валюты в качестве промежуточной. Даже на крупном рынке срочных валютных сделок в России почти весь оборот приходится на фьючерсы на доллар США и евро. Фьючерсов и опционов на валюты стран ЕАЭС просто нет.

Имеются и политические препятствия: отсутствие долгосрочных стратегических планов интеграции, недостаточный уровень гармонизации в экономической политике, неготовность самих стран Союза отдавать приоритет национальным валютам, в т.ч. при формировании уставных фондов совместных компаний и кредитовании.

Преодолеть перечисленные препятствия, по мнению аналитиков Центра, способны усиление интеграционных процессов и рост роли в них малого и среднего бизнеса (МСБ), формирование транснациональных корпораций на евразийском пространстве, реализация сов­местных инвест­проектов, развитие единого финансового рынка. При этом в ЕАБР полагают, что такие процессы должны идти постепенно, поскольку «эволюция лучше революции». Интеграция в монетарно-финансовой сфере должна следовать за экономической основой интеграции: устранением многочисленных изъятий и ограничений во взаимном обороте, укреплением связей между экономическими субъектами, логистических и транспортных связей стран ЕАЭС, развитием общих рынков труда и капитала.

Большинство респондентов полагает, что любое «забегание вперед» в сфере валютной интеграции не только не ускорит развитие общих рынков, но и наоборот, создаст дополнительные риски. Ключевым направлением интеграции участники опроса назвали устранение препятст­вий на пути инвестиционных потоков. «Точками роста» использования национальных валют видится развитие МСБ, а также приграничного сотрудничества.

В докладе отмечается, что 59% опрошенных представителей бизнеса и экспертов ожидают увеличения роли национальных валют во взаиморасчетах и только 17,4% – уменьшения. И это несмотря на то, что, по мнению большинства респондентов, последствия валютного кризиса в России до сих пор не преодолены, и сохраняется высокая вероятность возникновения таких кризисов в будущем.

На основе проведенного анализа специалисты ЕАБР сформулировали ряд предложений по усилению роли национальных валют во взаиморасчетах между странами – участницами ЕАЭС. Среди них – создание условий для полного или частичного перевода взаимных обязательств и платежей в рамках Союза на национальные валюты, в т.ч. предоставление межгосударственных (суверенных) кредитов в валюте страны-кредитора, перевод на национальную валюту трансграничных бюджетных трансфертов (выплат резидентам, находящимся за пределами страны). Также предлагается ускорить введение в действие Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by