Как усилить роль национальных валют в ЕАЭС
Роль национальных валют во взаиморасчетах стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) может усилиться по мере развития рынка капитала, роста доступности кредитования в этих валютах и реализации совместных производственных и инфраструктурных проектов. Кроме того, необходима защита прав собственности, упорядочение деятельности госорганов и судов в этой сфере. Меньше всего здесь можно рассчитывать на директивные и ограничительные методы стимулирования, говорится в докладе Центра интеграционных исследований ЕАБР «Национальные валюты во взаиморасчетах в рамках ЕАЭС: препятствия и перспективы».
За последние 6 лет удельный вес российского рубля в структуре платежей в ЕАЭС увеличился с 56 до 75%, а доллара – снизился с 35 до 19%. Однако доллар остается доминирующей валютой при оплате товаров и услуг между странами ЕАЭС, исключая Россию. Впрочем, и в РФ по своему значению в совокупных платежах рубль уступает доллару и фактически соответствует евро. В зоне СНГ между рублем и долларом сохраняется стабильный паритет, в ЕАЭС на рубль приходится 2/3 рынка, а в Таджикистане – свыше 80%.
В целом рублевые расчеты между странами ЕАЭС в рублях составляют более 69 млрд. USD, в долларах США – примерно 18 млрд. USD, в евро – около 5 млрд. USD. Использование национальных валют ЕАЭС во взаимных сделках устраняет для многих предпринимателей нежелательные валютные риски, сокращает экономические и регуляторные барьеры во внешней торговле, содействует укреплению макроэкономической стабильности, а также развитию национальных финансовых рынков и посредников, уверяют аналитики Центра. Следуя этой логике, доля российского и белорусского рублей, тенге, сомов и драмов в расчетах в последние годы должна расти (cм. табл.).
Взаимные платежи государств – членов ЕАЭС, %
Расчеты |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
в армянских драмах |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
в белорусских рублях |
0,4 |
0,3 |
0,5 |
0,4 |
в казахстанских тенге |
0,4 |
0,5 |
1,1 |
0,7 |
в кыргызских сомах |
– |
– |
– |
– |
в российских рублях |
61,8 |
67,4 |
68,0 |
74,1 |
в долларах США |
30,3 |
26,3 |
25,0 |
19,3 |
в евро |
6,8 |
5,2 |
5,1 |
5,2 |
в других валютах |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Тем не менее в Беларуси почти половина расчетов со странами ЕАЭС (кроме России) производится в долларах, между Казахстаном и Кыргызстаном – около 80%. По мнению авторов доклада, это серьезный резерв для повышения значимости национальных валют в расчетах.
Основными препятствиями здесь являются низкая ликвидность рынка конверсионных операций в локальных валютных парах, отсутствие инструментов валютного хеджирования и кредитов по торговому финансированию. Все это создает дополнительные издержки и неконтролируемые риски участников внешнеторговой деятельности. При этом опрошенные Центром респонденты определили ряд негативных факторов, мешающих усилению роли национальных валют в расчетах. Главными из них названы высокие валютные риски, сложившиеся бизнес- практики и отсутствие экономических стимулов использования национальных валют вместо резервных.
Регуляторно-надзорные факторы мешают усилению роли национальных валют в расчетах между странами ЕАЭС гораздо меньше, чем макро- и микроэкономические. В частности, респонденты отметили высокие транзакционные издержки, низкую ликвидность национальных валют по сравнению с долларом, их неустойчивость к внешним шокам, высокие инфляционные ожидания и неопределенность перспектив российской экономики.
В ЕАЭС биржевой срочный рынок, на котором теоретически могут быть внедрены механизмы хеджирования валютных рисков по операциям с использованием валют стран Союза, существует только в Казахстане, России и Армении. Но в двух последних нет таких инструментов по обмену валют стран ЕАЭС без участия иной резервной валюты в качестве промежуточной. Даже на крупном рынке срочных валютных сделок в России почти весь оборот приходится на фьючерсы на доллар США и евро. Фьючерсов и опционов на валюты стран ЕАЭС просто нет.
Имеются и политические препятствия: отсутствие долгосрочных стратегических планов интеграции, недостаточный уровень гармонизации в экономической политике, неготовность самих стран Союза отдавать приоритет национальным валютам, в т.ч. при формировании уставных фондов совместных компаний и кредитовании.
Преодолеть перечисленные препятствия, по мнению аналитиков Центра, способны усиление интеграционных процессов и рост роли в них малого и среднего бизнеса (МСБ), формирование транснациональных корпораций на евразийском пространстве, реализация совместных инвестпроектов, развитие единого финансового рынка. При этом в ЕАБР полагают, что такие процессы должны идти постепенно, поскольку «эволюция лучше революции». Интеграция в монетарно-финансовой сфере должна следовать за экономической основой интеграции: устранением многочисленных изъятий и ограничений во взаимном обороте, укреплением связей между экономическими субъектами, логистических и транспортных связей стран ЕАЭС, развитием общих рынков труда и капитала.
Большинство респондентов полагает, что любое «забегание вперед» в сфере валютной интеграции не только не ускорит развитие общих рынков, но и наоборот, создаст дополнительные риски. Ключевым направлением интеграции участники опроса назвали устранение препятствий на пути инвестиционных потоков. «Точками роста» использования национальных валют видится развитие МСБ, а также приграничного сотрудничества.
В докладе отмечается, что 59% опрошенных представителей бизнеса и экспертов ожидают увеличения роли национальных валют во взаиморасчетах и только 17,4% – уменьшения. И это несмотря на то, что, по мнению большинства респондентов, последствия валютного кризиса в России до сих пор не преодолены, и сохраняется высокая вероятность возникновения таких кризисов в будущем.
На основе проведенного анализа специалисты ЕАБР сформулировали ряд предложений по усилению роли национальных валют во взаиморасчетах между странами – участницами ЕАЭС. Среди них – создание условий для полного или частичного перевода взаимных обязательств и платежей в рамках Союза на национальные валюты, в т.ч. предоставление межгосударственных (суверенных) кредитов в валюте страны-кредитора, перевод на национальную валюту трансграничных бюджетных трансфертов (выплат резидентам, находящимся за пределами страны). Также предлагается ускорить введение в действие Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации.