Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как улучшить подготовку технических специалистов

Совет по развитию предпринимательства (далее – Совет) направил в Минобразования письмо по вопросу разработки системы мер, направленных на повышение уровня профподготовки работников по техническим специальностям, в т.ч. путем обеспечения сотрудничества и кооперации производственных предприятий и учреждений среднего специального и высшего образования.

По мнению Совета, качество подготовки специалистов в учреждениях образования далеко не всегда соответствует требованиям работодателей. Налицо ситуация, когда количество выпускников вузов и колледжей ежегодно растет, а бизнес, особенно производственный, продолжает испытывать дефицит необходимых квалифицированных кадров.

В связи с этим крайне важным является повышение качества и совершенствование структуры подготовки специалистов в вузах и колледжах, максимальное ее приближение к требованиям рынка труда.

Имеющий место разрыв между рынком труда и рынком образовательных услуг объясняется рядом причин, полагает Совет.

Так, с одной стороны, сложившаяся система образования, основанная на производстве и передаче знаний, зачастую дает отказы в силу того, что либо знания устаревают раньше, чем выпускник покидает стены образовательного учреждения, либо знания имеют исключительно теоретический характер, оторваны от реальной экономической ситуации и действующих условий функционирования бизнеса. Поэтому нередко работодатели не удовлетворены качеством подготовки молодых специалистов.

С другой стороны, предъявляемые к выпускникам колледжей и вузов требования работодателей не всегда носят конструктивный характер. Например, практически все объявления о конкурсе на то или иное место работы начинаются с условия наличия у претендентов опыта работы и навыков по специальности, а затем уже – знание персонального компьютера, иностранных языков, макроэкономики и других атрибутов, характерных для современного образования.

Неактуальность традиционного образования и несоответствие систем обучения изменяющимся требованиям рынка труда весьма затрудняют переход от учебы к работе. Это повышает уровень безработицы среди молодежи и подчеркивает необходимость диверсификации видов и форм обучения, усиления гибкости и адаптируемости поставщиков образовательных услуг, развития средств согласования спроса и предложения и т.д.

Для изменения ситуации необходима трансформация механизмов отношений между работодателями и учреждениями образования, считает Совет.

В части профессионально-технической подготовки кадров целесообразно внедрение дуальной системы образования, опыт применения которой в ряде европейских стран, например в Германии, составляет уже более 100 лет. При этом подготовка специалистов осуществляется на основе договоров между учащимися и работодателями, которые регулярно контролируют процесс их теоретического и практического обучения. Учащийся проходит практику у своего будущего работодателя, получая тем самым возможность постепенной адаптации полученных знаний и навыков к специфике деятельности конкретной компании. Подготовка специалистов только «под потребности» субъектов бизнеса, полагает Совет, обеспечит максимально эффективное использование средств и практически исключит ситуацию «обучения ради диплома», зачастую за счет госбюджета.

Что касается подготовки специалистов с высшим образованием, то здесь также необходима выработка и реализация совместных согласованных действий учебных заведений и бизнеса. Для обеспечения этого, с одной стороны, требуется более активное участие работодателей в образовательном процессе, а с другой – наличие регулярной обратной связи образования с предприятиями. Более интенсивные коммуникации и сотрудничество между работодателями и вузами по проблемам высшего образования могли бы стимулировать более четкое осознание потребностей работодателей в отношении подготовки выпускника, а также дать вузам ориентиры для оценки качества своей работы и понимания перспектив развития.

В Совете выделяют 4 основные формы такого сотрудничества.

1. Расширение сферы целевой подготовки специалистов и корпоративного образования.

Известно, что сегодня многие крупные мировые холдинги используют такую форму обучения как корпоративный университет, обеспечивающий подготовку персонала всех категорий в соответствии с реальными потребностями бизнеса. Указанная форма образования строится на основе четко сформулированных требований к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для эффективного решения задач компании.

Во многих странах вопросы подготовки кадров для определенных сфер экономики находятся в сфере деятельности отраслевых профессиональных ассоциаций.

2. Усиление ориентированности учебных программ на практические аспекты функционирования предприятий, перспективные направления их развития.

Необходимо расширение опыта проведения практических занятий на предприятиях, а также привлечение специалистов-практиков к учебному процессу (лекции и практические занятия, руководство практикой, курсовым и дипломным проектированием). Целесообразно более активное привлечение студентов, особенно высших курсов, к участию в практических семинарах, конференциях и других мероприятиях, организуемых бизнес-сообществом. Это упростит процесс вхождения выпускников в условия реальных экономических процессов и условий функционирования конкретных субъектов хозяйствования.

3. Изменение подходов к организации производственной практики студентов.

Заключение долгосрочных договоров с ведущими и перспективными партнерами на проведение производственной практики является одним из важнейших направлений подготовки кадров. При этом содержание практики должно отвечать требованиям не только учебных заведений, но и предприятий.

4. Совместная научно-исследовательская деятельность, привлечение студентов и преподавателей вуза к модернизации и созданию новой продукции и технологий, а также их внедрению.

Это, отмечает Совет, возможно лишь в условиях значительного повышения инновационной активности самих субъектов хозяйствования. Для реализации указанных направлений сотрудничества между работодателями и учебными заведениями необходимо формирование коллегиальных экспертно-аналитических и совещательных органов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений