Как учесть представительские расходы при налогообложении прибыли
В виду производственной необходимости за пределами РБ организацией были понесены представительские расходы по приему делегации (питание, аренда помещения, оплата услуг переводчика), подтвержденные документально. Оформлены приказы, программа встречи, смета расходов, отчет о проведении встречи.
Могут ли данные расходы быть учтены при налогообложении прибыли?
Вопросы бухгалтерского и налогового учета представительских расходов были разъяснены в Письме МНС 20171 и Письме Минфина № 15-1-17/ 3112.
Письмо МНС 2017 разъясняет, что к представительским расходам целесообразно относить расходы организации на официальный прием представителей других организаций, отдельных лиц в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления плательщика, кроме исполнительных органов и приводит возможный перечень представительских вопросов:
– проживание в гостиницах;
– питание (завтрак, обед, ужин, кофе-паузы);
– транспортные услуги;
– проведение официального приема лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
– культурные мероприятия;
– оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;
– приобретение и (или) изготовление сувениров, продукции с символикой своего предприятия, цветов для лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
– аренду помещения для проведения представительских мероприятий.
При этом обращено внимание, что указанный перечень представительских расходов не является исчерпывающим, и в состав таких расходов могут быть включены и иные обоснованные и документально подтвержденные расходы.
Вместе с тем при рассмотрении вопроса об отнесении расходов по проведенному представительскому мероприятию в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, следует исходить из их необходимости в процессе осуществления предпринимательской деятельности, проведение таких мероприятий должно быть направлено на развитие, расширение, сохранение стабильности осуществляемой предпринимательской деятельности, привлечение новых контрагентов. При этом не имеет значения, достигнуты ли в ходе проведения представительских мероприятий соглашения и заключены ли договоры.
Отметим, что Письмо МНС 2017 не указывает на то, что примем делегаций должен быть именно на территории РБ для целей признания расходов представительскими.
Для целей налогообложения прибыли следует учитывать нормы подп. 2.5 п. 2 ст. 171 НК3. В 2019 г. к нормируемым затратам относятся, в составе прочих затрат (п. 2 ст. 171 НК), представительские расходы.
Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать одного (1) процента выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов, указанных в подп. 3.18 п. 3 ст. 174 НК (доходы от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества), с учетом налога на добавленную стоимость (для банков – от суммы доходов, определяемой в соответствии со ст. 176 НК, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК ко внереализационным доходам, кроме сумм доходов, указанных в подп. 3.18 п. 3 ст. 174 НК) (п. 3 ст. 171 НК).
Таким образом, по мнению автора, организация имеет право учесть при налогообложении прибыли (в качестве нормируемых) документально подтвержденные представительские расходы по приему делегации за пределами РБ, связанные с производственной деятельностью.
Важно! Перечень представительских расходов НК не определен, и его целесообразно закрепить в учетной политике.
1Письмо МНС от 11.07.2017 № 2-2-10/01238 «О представительских расходах» (далее – Письмо МНС 2017).
2Письмо Минфина от 25.08.2017 № 15-1-17/311.
3Налоговый кодекс (НК).