$

2.0341 руб.

2.2787 руб.

Р (100)

3.2311 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Строительство

Как строить с умом и по закону. Что сейчас проверяют государственные строительные инспекторы?

14.05.2019
Как строить с умом и по закону. Что сейчас проверяют государственные строительные инспекторы?
Фото: Павел Герасимчик/stroimedia.by

В свете либерализации экономики страны госорганы сегодня строго регламентированы в своих контрольных функциях. О том, как сейчас работают государственные строительные инспекторы, какие задачи они реализуют и с какими вопросами сталкиваются, рассказала Татьяна РАДЫНО, консультант отдела методологии и правового регулирования Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации.

Главная задача органов государственного строительного надзора (далее – Госстройнадзор) сегодня – это контроль соответствия строительства нормативно-технической и проектно-сметной документации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности строящихся объектов, соблюдения требований законодательства участниками ин­вестиционной деятельности в строительстве.

Эта задача реализовывается государственными строительными ин­спекторами (п. 2 Инструкции о порядке осуществления органами государственного строительного надзора мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утв. постановлением Госстандарта РБ от 21.01.2019 № 3).

До внесения изменений в Указ Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510) органы Госстройнадзора имели право проводить проверки на объектах строительства.

В развитие положений Декрета № 7 органы Госстройнадзора были исключены из списка госорганов, имеющих право проводить проверки субъектов хозяйствования. Сегодня п. 6 Указа № 510 предусмотрено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в формах мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и мер профилактического и предупредительного характера.

Но органам Госстройнадзора, как и ранее, предоставлено право производить осмотр любых объектов строительства на предмет соответствия требованиям эксплуатационной надежности и безопасности, а также соблюдения установленного порядка строительства. Это регламентируется п. 14 перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утв. постановлением Совмина от 30.11.2012 № 1105).

Меры административной ответственности нами применяются в соответствии с п. 49 ст. 3.30 ПИКоАП только по отношению к заказчику строительства (застройщику) в следующих случаях:

1. при неустранении с его стороны выявленных нарушений,

2. при выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера,

3. при выявлении нарушений, ус­транение которых невозможно. К ви­новным лицам может быть применена административная ответственность по ст.ст. 21.3–21.5, ч.ч. 1–6 ст. 21.6, ст.ст. 21.9–21.12, ч. 2 ст. 21.20, ст.ст. 21.23, 21.26 КоАП.

«ЭГ»: как сегодня складываются отношения субъектов хозяйствования и Госстройнадзора?

Т.Р.: органами Госстройнадзора осуществляется контроль на строящихся объектах 1–4 класса слож­ности, которые выступают стороной в отношениях с заказчиком, застройщиком, генеральным подрядчиком при строительстве объектов «под ключ», инженером (инженерной организацией) при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью – то есть с тем уведомителем, который направил органу Госстройнадзора извещение о начале строительства.

Справка «ЭГ»: классы сложности зданий и сооружений различного назначения устанавливаются в соответствии с СТБ 2331-2015 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.10.2015 № 47.

Правовой статус заказчика (за­стройщика), подрядчика и прочих участников строительства  регламентируется Законом от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Положением о порядке направления уведомлений о производстве СМР, утв. постановлением Совмина от 08.05.2018 № 343 (далее – постановление № 343) регламентирован уведомительный порядок регистрации объектов строительства, введенный взамен разрешительного. Теперь до начала производства СМР юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – ИП) направляют в орган Госстройнадзора уведомление о начале производства СМР (далее – уведомление).

Следует обратить внимание на то, что юридические лица и ИП направляют уведомление до начала или до возобновления приостановленных в установленном порядке СМР. Такое уведомление должно направляться исключительно при наличии как минимум утвержденной проектной документации на строительство объектов, а в случаях, когда государственная экспертиза проектной документации является обязательной, – при наличии положительного заключения такой экспертизы (см. Указ от 14.01.2014 № 26).

Сегодня уведомительный порядок распространяется только на юридических лиц, физические лица пока по-прежнему получают разрешения на строительство объектов 1–4 класса сложности (п. 9.2 перечня, утв. Указом от 26.04.2010 № 200).

Органы государственного строительного надзора регистрируют объекты строительства и принимают их на учет на основании уведомлений, направленных в установленном порядке юридическим лицом (ИП) либо на основании выдачи разрешения на строительство физическому лицу.

Справка «ЭГ»: регистрация объекта строительства – это присвоение органом Госстройнадзора иден­тификационного номера объекту строительства в целях учета и осуществления контрольной (над­зорной) деятельности;

учет объектов строительства (далее – учет) – это учет органами Госстройнадзора объектов строительства, на которых осуществляется государственный строительный надзор.

Однако на практике отдельные субъекты хозяйствования не соблюдают период, отведенный на подачу уведомления, и начинают строительство либо до направления уведомления, либо сразу после того, как уведомление запечатано в конверт (направлено в электронном виде).

Здесь хотелось бы отметить следующее – право органов Госстройнадзора не принять уведомление, направленное с нарушением установленной процедуры либо содержащее недостоверные сведения, говорит о том, что на субъект хозяйствования наложена ответная обязанность удостовериться, что его уведомление принято.

Как минимум, субъект хозяйствования должен выждать временной период, необходимый и достаточный для получения уведомления органом Госстройнадзора и реагирования на него – минимум четыре дня, если это электронное уведомление, и если уведомление направлено почтой, то дополнительно следует учесть период доставки письма. Было бы самым правильным уточнять по телефону у органов Госстройнадзора, получено ли уведомление и какова его судьба.

Отмечу, что для удобства субъектов хозяйствования создан и функ­ционирует официальный сайт Департамента контроля и надзора за строительством, на котором предусмотрена возможность подать уведомление о начале строительства: https://dkns.by/departament/podacha-uvedomlenij.

«ЭГ»: а что произойдет, если субъект хозяйствования все же нарушит установленный порядок подачи уведомлений о начале строительства?

Т.Р.: в соответствии с п. 8 постановления № 343, в случае производства СМР без направления уведомления такие работы должны быть незамедлительно приостановлены.

Отсутствие (ненаправление) указанного уведомления не препятствует выполнению возложенной на органы Госстройнадзора главной задачи, определенной ч. 1 п. 2 Положения об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 29.11.1999 № 1860, в отношении объектов, на которых фактически осуществляется строительство.

Ненаправление уведомления в орган Госстройнадзора в установленном порядке является основанием для отказа в выдаче заключения органами Госстройнадзора о соответствии объекта строительства проектной документации, в т.ч. – безопасности и эксплуатационной надежности, для последующей приемки такого объекта в эксплуатацию.

В случае получения уведомления, направленного с нарушением установленного порядка (например, уведомление оформлено не по установленной форме или в нем обнаружены недостоверные сведения), орган Госстройнадзора в течение трех рабочих дней после его получения письменно почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа информирует уведомителя, что его уведомление направлено с нарушением порядка, установленного Совмином. В такой ситуации производство СМР может осуществляться только после исправления недочетов и направления нового уведомления в установленном порядке.

Субъекты хозяйствования должны понимать, что безосновательно впоследствии утверждать, что установленный порядок начала строительства соблюден ввиду того, что уведомление направлено. Даже если дословно трактовать норму о том, что необходимо и достаточно направить в инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь уведомление о производстве СМР, следует также помнить об обязанности иметь утвержденную проектную документацию на строительство объектов, а в отдельных случаях – получить положительное за­ключение государственной экспертизы по проектной документации на строительство объекта.

В установленные сроки государственный строительный инспектор выйдет на зарегистрированный объект – и отсутствие таких документов будет обнаружено. Повторное непредставление вышеназванной документации приведет к наложению мер административной ответственности на виновных лиц – строительство без разрешительной документации является самовольным в соответствии со ст. 233 ГК и ст. 21.12 КоАП.

При возобновлении производства СМР после снятия объекта строительства с учета уведомитель также должен направить в органы Гос­стройнадзора уведомление о возобновлении производства СМР, за ис­ключением случаев, когда с даты снятия объекта строительства с учета прошло более 5 лет.

Отдельно следует отметить ситуацию, когда происходит переход права собственности на объект строительства – например, это может быть реорганизация (ликвидация) юридического лица, осуществляющего функции заказчика (за­стройщика) или наследование физическим лицом прав и обязанностей собственника объекта строительства – физического лица. В такой ситуации новый собственник также обязан направить соответствующее уведомление в органы Госстройнадзора в установленном порядке.

«ЭГ»: к чему должен быть готов субъект хозяйствования со стороны Госстройнадзора?

Т.Р.: наши функции – это в первую очередь надзор за соблюдением участниками строительной деятельности требований законодательства Республики Беларусь, в т.ч. технических ТНПА, а также утвержденной проектной документации.

Необходимо помнить, что Гос­строй­надзор не разрабатывает и не утверждает проектную документацию, не проводит строительную экс­пертизу, но будет требовать неукоснительного соблюдения всех требований проектной документации, поэтому внимательно отнеситесь к этапу разработки проекта и выбору генерального подрядчика – и тогда, как говорится, комар носа не подточит.


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы