Как стать «зеленым» для ГТК.— И помогут ли в этом адвокаты
Республиканский союз участников таможенных отношений объединил усилия с Белорусской республиканской коллегией адвокатов. Подписание договора о сотрудничестве прошло в ходе семинара, где обсуждались актуальные вопросы административной ответственности за нарушение таможенного законодательства в 2019 г.
Республиканский союз участников таможенных отношений был создан совсем недавно и сегодня насчитывает порядка тридцати членов. Это основные крупные предприятия-экспортеры, такие как БелАЗ, «Белинтертранс», «Санта-Бремор», МАЗ, белорусско-китайский автозавод БЕЛДЖИ, «Белшина» и др. По словам председателя союза Вадима Мацкевича, список будет расти, интерес со стороны компаний немалый.
Одновременно назрела и необходимость обратиться к органам госуправления и бизнес-сообществу, к коллегии адвокатов для создания условий правового обеспечения и усиления компетенций участников.
«Для нас важна минимизация рисков нарушения таможенного законодательства. Наша работа направлена в эту сферу. Члены союза должны стать максимально «зелеными» участниками ВЭД, у которых риск нарушений таможенного законодательства фактически отсутствует», – сказал В. Мацкевич.
В союзе осознают, что этот путь непростой. Не только потому, что есть вопросы с правильным пониманием таможенного законодательства участниками ВЭД. Внутренняя конкуренция на рынках ЕАЭС растет, и экспортеры стремятся минимизировать все риски, и в первую очередь сократить «ошибки» в ходе таможенного оформления, чреватые разбирательствами и штрафными санкциями.
К тому же, в России и Казахстане уже созданы организации таможенного сотрудничества, которые на принципах саморегулирования фактически имеют дополнительную обеспечительную меру для развития своей предпринимательской инициативы.
«Хотя у нас имеется общее законодательство (ЕАЭС), но первично требование добросовестного исполнения норм национального (российского или казахстанского) законодательства.
Чтобы это не стало преградой для развития бизнеса членов союза, предприятиям надо обеспечить максимальную степень безопасности. Ведь именно им предстоит решить важные задачи сопоставимости условий хозяйственной деятельности национальных субъектов с субъектами стран ЕАЭС на внутренних рынках», – подчеркнул В. Мацкевич.
Закрепиться стратегически
Нужно правильно оценивать складывающуюся обстановку в экономическом пространстве, чтобы вовремя реагировать на новые вызовы и оперативно устранять препятствия для существования и развития предпринимательства, при этом соблюдая реализацию принципа справедливого разбирательства, считает Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председатель судебной коллегии по экономическим делам Юрий Кобец.
«Суды требовали и будут требовать от всех субъектов ВЭД, и от таможенных отношений в частности, добросовестного поведения в гражданском обороте. В нашем понимании добросовестность едина для всех. И для субъектов хозяйствования, и для госорганов», – сказал Ю. Кобец, отметив работу таможенных органов по подготовке материалов по правонарушениям.
«Наша статистика свидетельствует о том, что из поступивших в прошлом году на рассмотрение в экономические суды дел о правонарушениях пятую часть составляли материалы таможенных органов. При этом в 98% случаев по разрешенным делам судами применены меры административного взыскания. Это, на наш взгляд, говорит о высокой юридической грамотности оформления таможенными органами процессуальных документов, их обоснованности и хорошо собранной доказательной базе.
Вместе с тем в практике еще встречается достаточно много вопросов, которые требуют нашего совместного обсуждения», – сказал заместитель Председателя Верховного Суда.
Незнание от ответственности не освободит
Председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц уверен, что сотрудничество профессиональных юристов с союзом благоприятно отразится на деятельности предприятий. Он отметил, что чаще всего таможенные нарушения совершаются в первую очередь из-за незнания правовых норм.
«Таможенное законодательство очень сложное, и его достаточно хорошо практически никто не знает», – подчеркнул В. Чайчиц.
Так, сейчас возникает много вопросов, связанных с применением ст. 14.5 прим. 5 КоАП, напрямую касающихся грузоперевозчиков. По его мнению, они часто несправедливо привлекаются к административной ответственности за формальные нарушения. А штрафные санкции могут быть гораздо выше стоимости товара, который они перевозят.
С этим не согласился заместитель председателя ГТК Александр Богдевич. Таможенная служба Беларуси на самом деле открыта для диалога и обсуждения всех проблемных вопросов, сказал он.
«Таможенный кодекс ЕАЭС не меньше, чем на 70%, сформирован из пожеланий бизнеса. Когда мы его принимали, на дискуссионных площадках ЕАЭС были очень горячие обсуждения всех норм ТК. И я уверен, что в бизнесе много профессионалов, которые могут дать фору любому таможеннику в знании норм таможенного законодательства», – сказал он.
Часто ГТК инициирует изменения в законодательстве, чтобы даже уменьшить бремя административной ответственности, отметил А. Богдевич:
«В прошлом году вступили в силу изменения в административный кодекс. По большинству составов нарушений таможенных правил отменен такой вид наказания, как конфискация, и ГТК был инициатором этого новшества. К этому дополнительно нами предложены различные упрощения.
Главная цель таможенных органов – обеспечить максимально быстрое перемещение субъектов товаров и физлиц через таможенную границу. Но для этого мы должны быть уверены в том, что таможенное законодательство не нарушается».
Очевидно, что диалог продолжается. Предприятия-участники союза позитивно оценили шаг в сторону взаимодействия с бизнесом. В связке с таможенными органами и квалифицированными юристами субъекты ВЭД смогут усилить свои позиции на рынках ЕАЭС.