$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Промышленность

Как стабилизировать Гомсельмаш

17.10.2017

Для спасения финансового состояния организаций холдинга «Гомсельмаш» будут использованы все доступные способы: от отсрочки погашения долгов и передачи непрофильных активов до налоговых послаблений и бухгалтерских манипуляций.

Ранее в соответствии с  Указом от 29.06.2015 № 281 организациям холдинга «Гомсельмаш» были предоставлены бюджетные займы в валюте под 7% годовых, в т.ч. ОАО «Гомсельмаш» – до 296,9 млн. USD, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» – до 125,6 млн., ОАО «Гомельский завод специнструмента и технологической оснастки» – до 3,3 млн. USD. Средства для этого были получены путем выпуска государственных долгосрочных об­лигаций на общую сумму 425,8 млн. USD, которые выкупили «Беларусбанк», «Альфа-­Банк», «Белвнешэкономбанк» и «Бел­газпромбанк». Облигации, как и займы, должны были погашаться в 2019–2022 гг. Однако теперь срок возврата займов Указом от 10.10.2017 № 372 переносится на 2019–2029 гг. Период погашения облигаций пока остался неизменным. Одновременно участникам хол­динга пре­доставляется отсрочка погашения начисленных и не уплаченных до этой даты процентов за пользование ранее данными займами по 31.12.2020 г. и рассрочка их погашения с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2029 г. ежемесячно по графику, согласованному с Минфином.

Также из ОАО «Гомсельмаш» до конца текущего года будет выделен сельскохозяйственный комплекс «Юбилейный», акции которого предписано безвозмездно передать в ком­мунальную собственность. Кроме того, местным советам дано указание не увеличивать для организаций холдинга в 2018–2022 гг. ставки налога на недвижимость и земельного налога.

Еще одной своеобразной пре­ференцией станет позволе­ние участникам холдинга спи­сывать курсовые разницы, отнесенные на доходы (расходы) будущих периодов, на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2025 г.

Учет курсовых разниц давно стал стратегической проблемой белорусской экономики. Если списывать их на финансовые результаты в том отчетном периоде, когда они возникли, как требуют МСФО, то станет слишком очевидным, что в результате череды девальваций прошлых лет многие предприятия являются бес­просветными банкротами. Поэтому власти неоднократно принимали решение относить курсовые разницы на расходы и доходы будущих периодов, а на финансовые результаты списывать позднее. При этом окончательный срок такого списания периодически откладывается. Так, всем предприятиям в соответствии с Указом от 21.08.2017 № 298 полагается списать не покрытые остатки курсовых разниц, числящиеся на конец текущего года, в убыток не позднее 31 декабря 2018 г. Но последствия этого шага для некоторых организаций могут оказаться катастрофическими.

Например, у ОАО «Гомсельмаш» по итогам 2015 г. более половины чистого убытка (192,3 млн. BYN) было обусловлено курсовыми разницами (98 млн.). В прошлом году списано всего 118 тыс. BYN курсовых разниц, а предприятие показало 339,3 млн. BYN выручки и 0,5 млн. чистой прибыли. Но в балансе «Гомсельмаша» на 31.12.2016 г. числилось 258,5 млн. BYN – почти 1/5 всех активов. Вероятно, большую часть этой суммы тоже составляли курсовые разницы, которые в случае списания не только превратили бы пред­приятие в убыточное, но и привели к отрицательному значению собственного капитала.

Такая картина наблюдается у многих белорусских госпредприятий. Но пока возможность скрывать эту проблему еще несколько лет получили только участники холдинга «Гом­сельмаш». Возможно, им даны еще какие-то преференции для более реальной стабилизации финансового положения, но в Указе № 372 они скрыты под грифом «для служебного пользования».

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ