$

2.0508 руб.

2.3366 руб.

Р (100)

3.0610 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

-0.20%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

236.98 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Мнения

Как снизить налоговую нагрузку в Беларуси: важные меры

31.07.2018

О том, какие меры могли бы снизить налоговую нагрузку в Беларуси в целях стимулирования экономического роста, развития бизнеса и повышения благосостояния населения, «ЭГ» рассказала старший научный сотрудник сектора финансовой политики Института экономики НАН РБ Наталья КУЗЬМЕНКОВА.

В ходе подготовки проекта новой редакции НК основное внимание уделялось совершенствованию налогового администрирования. Это, безусловно, важно, поскольку неоправданные сложности и неоднозначная трактовка отдельных норм налогового законодательства приводят к непреднамеренным ошибкам и штрафным санкциям, а порой и к ликвидации субъектов хозяйствования, что в свою очередь негативно сказывается на бизнес-среде в целом и финансовых результатах деятельности компаний независимо от сферы их деятельности.

Для наших партнеров по ЕАЭС также актуальна задача по сокращению и упрощению налоговой отчетности и автоматизации этих процессов, прежде всего по отношению к малому бизнесу.

Вместе с тем важно понимать, что для обеспечения действительно благоприятных условий экономического роста надо вносить изменения в ряд налоговых платежей.

Основной функцией налогов всегда была и останется фискальная, поскольку налоги – наиболее важный источник формирования доходов госбюджета. Подобная ситуация характерна не только для Беларуси, но и практически для всех государств с развитыми и развивающимися рыночными экономиками. Однако реализации фискальной функции налогов должна «помочь» еще одна важная функция налогов – стимулирующая, поскольку именно она может способствовать росту экономики и созданию благоприятных условий для инвестиций и развития бизнеса. Поэтому сейчас основной задачей должна стать проработка норм, связанных с возможным снижением налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования и граждан.

Если обратиться к основным налогам, то применительно к налогу на прибыль очень важно снять неоправданные ограничения по отнесению на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли ряда расходов. Здесь, кстати, кроется источник улучшения не только финансового результата субъекта хозяйствования, но и налогового администрирования, ведь жесткие условия по включению таких расходов для налога на прибыль нередко приводят к ошибкам и вызывают много вопросов у субъектов хозяйствования.

Особое внимание следует уделить и так называемому инвестиционному вычету по налогу на прибыль, т.к. он имеет существенные ограничения и не всегда эффективен в условиях, когда в стране имеется множество убыточных и низкорентабельных организаций.

Уже много лет говорится о необходимости снятия ограничений по вычетам НДС, поскольку такого рода ограничения также оказывают отрицательное влияние на финансовое состояние субъектов хозяйствования. Именно НДС является важнейшим источником налоговых доходов госбюджета, поэтому его администрированию должно уделяться особое внимание.

Несмотря на определенные сложности с его администрированием, НДС применяется в большинстве государств. Белее того, сфера его действия расширяется. В РФ с 1 января 2019 г. ставка НДС повышается с 18 до 20%. В результате основная ставка НДС в Беларуси и у нашего основного партнера по ЕАЭС будет одинаковой.

Прямого влияния от роста ставки НДС на взаимную торговлю между двумя государствами не ожидается. Вместе с тем при применении нулевой ставки НДС при экспорте субъекты хозяйствования должны получать подтверждение уплаты НДС контрагентом для принятия его к вычету. Повышение налоговой ставки может стать своего рода «стимулом» к применению разных схем ухода от налогообложения. К тому же рост НДС в России может повлиять на сокращение импорта, поскольку цены на импортные товары, в т.ч. из государств ЕАЭС, возрастут.

Одной из возможных мер по сокращению налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования в нашей стране могла бы стать отмена повышающих коэффициентов к имущественным налогам (в 2,5 раза), которые имеют право вводить местные органы власти.

Удельный вес этих налогов в доходах консолидированного и местных бюджетов за последние годы существенно вырос. Так, в 2010 г. доля этих налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета составляла 4,1%, а в 2017 г. – 6,1%. Однако рост ставок оказывает негативное влияние на инвестиционные возможности субъектов хозяйствования и развитие бизнеса. Поэтому следовало бы отменить право местных советов увеличивать эти ставки и ввести налоговые каникулы или инвестиционный вычет по этим налогам в первые 5 лет после ввода объекта в эксплуатацию, чтобы дать возможность субъектам хозяйствования развивать бизнес на начальном этапе в условиях низкой генерации прибыли.

Особое внимание в белорусской налоговой системе должно быть уделено совершенствованию подоходного налога, т.к. именно этот налог оказывает прямое воздействие на уровень доходов населения и имеет высокую социальную направленность.

В Беларуси, как известно, действует единая ставка подоходного налога, и доля этого платежа в доходах консолидированного бюджета за последние годы существенно увеличилась. Например, в 2008 г. этот показатель был равен всего 8,9%, а в 2017 г. – 16,5%.

Вместе с тем зарубежный опыт показывает, что эффективность этого налога в значительной степени предопределяется не только налоговыми ставками, но и системой вычетов и необлагаемым подоходным налогом минимумом доходов. За счет высокого необлагаемого минимума и системы вычетов даже при значительно более высокой максимальной ставке при прогрессивной шкале средняя ставка подоходного налога в ряде государств получается значительно ниже, чем в Беларуси. Более низкая фактическая ставка подоходного налога при значительно более высокой максимальной ставке получается, например, в Чехии, Словении, Словакии и ряде других государств.

Поэтому следует увеличить стандартный вычет по подоходному налогу до бюджета прожиточного минимума с целью усиления социальной направленности этой меры на поддержку слоев населения с низким уровнем доходов и увеличить социальные стандартные вычеты на детей, которые сегодня из-за своего низкого размера имеют очень незначительную социальную значимость. Вместе с тем по этому налогу есть недостаточно обоснованные льготы, например, по FOREX, которые явно не имеют никакого социального значения.

В целом система налоговых льгот должна быть подвергнута обоснованной ревизии с целью определения их социальной и экономической эффективности и приоритетов и отмене низкоэффективных. Это также могло быть стать одной из мер для снижения налоговой нагрузки и формированию действительно эффективной налоговой системы с учетом оптимизации ее фискальной и стимулирующей составляющих.


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях