Как смягчить деловой климат
Эффективность бизнеса зависит прежде всего от условий его ведения в стране. «ЭГ» дает общую оценку сильных и слабых сторон существующего делового климата в Беларуси, предлагает способы его улучшения.
Любой бизнесмен, желающий работать в Беларуси, должен знать и понимать общие экономические и правовые принципы управления и построения экономической политики государства. Для этого необходимо изучить три базовых элемента ведения бизнеса: регистрацию, собственно специфику ведения бизнеса и его ликвидацию.
Регистрация бизнеса
Регистрация бизнеса в Беларуси является одной из наиболее простых административных процедур, действующих в стране. Все основные требования, связанные с регистрацией субъектов хозяйствования, закреплены в Декрете Президента от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет № 1).
На практике процедура регистрации любого бизнеса достаточно проста и включает в себя несколько действий: согласование названия предприятия, уплату госпошлины, поиск юридического адреса и подачу заявления о регистрации. Все остальные действия проводят органы госуправления самостоятельно в течение недели. Предприятию остается лишь открыть расчетный счет в банке и выбрать систему налогообложения в налоговом органе по месту регистрации. Для простоты подачи отчетов в госорганы желательно также оформить и получить единый электронный ключ.
После этого фактически можно осуществлять хозяйственную деятельность, если только не требуется получение лицензии по видам деятельности, определенным в Указе Президента от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Особенности работы в Беларуси
После регистрации бизнеса субъектам предпринимательства придется ощутить на себе некоторые особенности ведения бизнеса в Беларуси.
Прежде всего необходимо учитывать «эффект масштаба бизнеса». Чем крупнее предприятие по экономическим параметрам (выручка, количество сотрудников, сумма уплачиваемых налогов и т.д.), тем больше внимания к нему будет со стороны органов власти. Данное обстоятельство объясняется тем, что формально рыночная белорусская экономическая система по своей сути является плановой. В стране ежегодно утверждают плановые показатели социально-экономического развития. Например, на 2018 год они были утверждены Указом Президента от 31.12.2017 № 469 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год».
Исполнение показателей на местах отслеживается руководителями местных органов власти. Последние для этого должны контролировать показатели предприятий, работающих на их территории. В этой ситуации любому юридическому лицу может быть доведен перечень обязательных для исполнения (если предприятие государственное) или рекомендуемых экономических показателей (для частного бизнеса).
Очевидно, что власть не может отследить работу всех юридических лиц, и поэтому концентрирует свое внимание на крупных и (или) государственных предприятиях, контроль над которыми осуществляется по факту их принадлежности государству. При этом масштабы предприятий, к которым привлечено особое внимание властей, отличаются в разных регионах. На практике в их перечень чаще всего входят бюджетообразующие предприятия, а также юридические лица, обеспечивающие занятость и экспортные показатели региона.
Отметим, что большинство представителей белорусского бизнеса, желая сохранить добрые отношения с представителями власти, предпочитают выполнять все их пожелания и рекомендации. Данная ситуация вполне объяснима для государственных предприятий и не совсем очевидна для сугубо частного бизнеса. Практика показывает, что отказ от их исполнения не всегда означает ухудшение положения для конкретного предприятия. Важно лишь знать установленные законодательством права и обязанности, как свои собственные, так и чиновников. В этом случае возможно успешное ведение бизнеса в Беларуси даже в условиях несоблюдения всех неформальных обязанностей белорусской экономической системы.
Ликвидация бизнеса
Ранее ликвидация бизнеса являлась одной из наиболее проблемных административных процедур в Беларуси. Но в 2017 году, с изменением Декрета № 1 и принятием постановления Совмина от 04.07.2017 № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (вступило в силу с 3 сентября 2017 г.), ситуация с ликвидацией существенно упростилась.
До указанной даты процесс ликвидации белорусского субъекта хозяйствования на практике занимал не менее полугода. При этом некоторые предприятия ликвидируются с 90-х годов прошлого века, и до сих пор окончательные сроки их работы не определены. Это связано прежде всего с отсутствием простого алгоритма, содержащего процедуры, которые необходимо было пройти собственнику, чтобы субъект хозяйствования был ликвидирован.
Проблему представлял и порядок проведения проверок на ликвидируемых предприятиях со стороны контролирующих органов. В условиях ограниченности числа налоговых инспекторов и множества ликвидируемых субъектов хозяйствования проверки последних могли назначаться и через полгода после подачи заявления на ликвидацию, что существенно затягивало этот процесс.
Теперь же субъекты предпринимательства получили возможность проводить независимую оценку своей деятельности посредством аудиторских проверок. Данные проверки фактически заменяют аналогичные проверки налоговых и таможенных органов и Белгосстраха. Отметим, что Фонда социальной защиты населения проводится даже при наличии независимой оценки аудитора.
В настоящее время при подаче заявления о ликвидации собственника знакомят с перечнем действий, которые он должен совершить. Фактически инициатор ликвидации получает подробную инструкцию, куда ему нужно обращаться и что делать, чтобы субъект предпринимательства был ликвидирован официально.
Указанный порядок ликвидации (с использованием независимой оценки аудитора) существенно сокращает сроки проведения процедуры, вплоть до исключения субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Практика показывает, что вся процедура в этом случае достаточно прозрачна и понятна и длится не более 2–3 месяцев.
Фактически можно говорить о существенной либерализации процедуры ликвидации субъектов предпринимательства в Беларуси, которая произошла в стране.
Кто виноват
Характеризуя деловой климат в Беларуси, нельзя не отметить в целом либеральные подходы к организации бизнес-процессов в государстве.
В то же время к существенным отрицательным моментам ведения бизнеса в нашей стране необходимо отнести усиленный государственный контроль над сферами деятельности, связанными с госпредприятиями или бюджетными деньгами, а также влияние проблем с формированием бюджета на деятельность бизнеса.
В ситуации, когда подавляющее большинство предприятий являются в той или иной степени (в зависимости от доли в уставном фонде) государственными, а почти половина ВВП аккумулируется в бюджете и бюджетных фондах, госконтроль над экономикой приобретает порой всеобщий характер. Это особенно актуально для предприятий крупного и среднего частного бизнеса в Беларуси – для этой категории предприятий характерен усиленный контроль государства в рамках борьбы с коррупцией.
Второй проблемой белорусского делового климата, характерной в первую очередь для малого и среднего бизнеса, являются сложности с формированием госбюджета. Государство пытается индексировать в сторону увеличения фиксированные ставки налога для малого бизнеса или расширенно толкует понятие лжепредпринимательства по договорным отношениям предприятий среднего и крупного бизнеса. Все это отражается на увеличении налоговой нагрузки на бизнес, что ухудшает деловой климат в государстве.
Что делать
Современный деловой климат в Беларуси сложился объективно вследствие существующих подчиненных отношений между органами власти и субъектами предпринимательства. Поскольку большинство предприятий по факту являются государственными, то и власть относится к ним как к собственным структурным подразделениям. При этом все изменения в деловом климате происходят из-за осознания властями необходимости улучшения условий ведения бизнеса для частных компаний, т.к. госпредприятия не могут обеспечить желаемый уровень занятости и поступлений налогов в бюджет.
Именно эти факторы являются определяющими в отношении государства к частным субъектам предпринимательства и определяют направления изменения делового климата в Беларуси.
Экономически очевидными направлениями улучшения бизнес-климата в Беларуси могут стать два направления деятельности правительства.
Во-первых, необходимо сокращать долю госпредприятий в структуре экономики, что позволит отказаться от избыточного госконтроля над деловыми отношениями субъектов предпринимательства.
Во-вторых, нужно переходить от затратного к доходному методу планирования госбюджета, при котором учитываются реальные доходы бюджета, а не желаемые расходы государственных органов.
Данные меры, на наш взгляд, позволят существенно улучшить деловой климат в государстве и создадут экономически привлекательные условия ведения бизнеса в Беларуси как для местных, так и для иностранных инвесторов.