Как сформировать комиссию для госзакупок
![](/upload/slam.image/iblock/752/910_450_0/35702-gy10wxbgsv6c6qg1xa4tgrt7s11gu3xr-100.jpg)
Новое Положение о комиссии по государственным закупкам утверждено постановлением МАРТ от 21.01.2019 № 7 (далее – Положение), вступающим в силу с 1 июля 2019 г. При формировании таких комиссий у заказчиков (организаторов) процедур госзакупок теперь будет больше свободы.
Отметим, что в настоящее время действует Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утв. постановлением Совмина от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Однако новой редакцией Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), принятой Законом от 17.07.2018 № 136-З и вступающей в силу с того же 1 июля 2019 г., полномочия на утверждение такого нормативного акта были переданы МАРТ.
Как и сейчас, комиссии по государственным закупкам, создаваемые заказчиком (организатором) (далее – комиссии), будут являться обязательными в случаях организации и проведения открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений. При этом, нужно ли формировать комиссию при организации и проведении процедуры закупки из одного источника или нет, заказчик (организатор) такой госзакупки будет решать самостоятельно.
Он же должен принимать решение, создавать ему постоянно действующую комиссию или временную для организации и проведения конкретной процедуры госзакупки, а также об их персональном составе.
При формировании комиссии следует учитывать, что в ее состав должно входить не менее 5 человек, этот состав утверждается локальным правовым актом организации (а значит, поменять его не так просто), присутствовать на заседаниях должно не менее двух третей состава комиссии, и при этом ее членам запрещено передавать иным лицам свои полномочия на участие в ее деятельности. Таким образом, если состав комиссии будет минимальным, то, при определенных обстоятельствах (период отпусков, эпидемий гриппа, командировки и т.п.), вполне может сложиться ситуация отсутствия кворума, что приведет к нежелательным последствиям – решения просто невозможно будет принять.
Нововведением Положения является норма, согласно которой председателем комиссии может быть только руководитель заказчика (организатора) либо его заместитель (в настоящее время им может быть любой работник).
В то же время в Положении есть и существенные послабления при формировании комиссий. Так, оно уже не содержит обязательного требования включать в состав комиссии специалистов в области предмета госзакупки. В то же время в ней преимущественно должны быть лица, которые прошли дополнительное обучение по такому предмету.
Кроме того, в Положении отсутствуют и жесткие требования, согласно которым сейчас один и тот же человек не может быть членом постоянно действующей комиссии более трех лет подряд, а также что ежегодной замене подлежит одна треть ее состава вместе с председателем. Понятно, что эти требования были предусмотрены как определенные антикоррупционные меры, однако выглядели не очень убедительно, и от них решили отказаться. Теперь заказчик (организатор) самостоятельно решает вопрос о периодичности смены состава постоянно действующей комиссии, а о замене ее председателя в Положении вообще не упоминается.