$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Как сделать конструктивным диалог бизнеса и власти

26.05.2017

Уходящая неделя была богата различными мероприятиями. Сразу несколько деловых союзов и ассоциаций провели конференции и форумы, посвященные экономическим проб­лемам и поиску путей их решения. Вопросы, рассматривавшиеся на этих мероприятиях, отчасти перекликаются, а препятствия, мешающие их решению, почти одинаковы.

22 МАЯ в Минске состоялась IV эко­номическая конференция «Практика реализации экономической стратегии Беларуси. Инвестиции для бизнеса и регионов», организованная по инициативе Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (ОО «МССПиР») и СЮЛ «РКП» при содействии Центра международной поддержки предпринимательства (СIPE) при Торгово-промышленной палате США.

В мероприятии приняли участие представители бизнеса и власти, пред­принимательского сообщества, научных и деловых кругов. Они попытались проанализировать структурные и системные вызовы, с которыми столкнулась экономика Беларуси в последние годы. Каждому из них можно посвящать отдельную конференцию – ведь о макро­экономической разбалансировке, состоянии рынка труда, искажениях системы мотивации, недостатках корпоративного управления, инвестиционных и управленческих решений, хронических неплатежах и трудностях взыскания долгов можно говорить вечно. Любая из этих проблем мешает быстро и качественно внедрять современные технологии, повышать эффективность отдельных предприятий и экономики в целом.

Можно до бесконечности фантазировать, какой зарубежный опыт нам бы лучше пригодился. Но вряд ли реально превратить Беларусь во вторую Южную Корею или Ирландию, Сингапур или Кипр. При наличии таких «первых» «вторые» в мировой экономике могут оказаться просто лишними. А чужие рецепты (даже очень удачные) редко удается дословно повторить в другом месте и в иные времена. Это особенно заметно, если решение любой проблемы упирается в барьеры, для преодоления которых нет ресурсов или воли (или всего вместе). Есть трудности и с экспертно-аналитической поддержкой принятия решений в системе государственного управления. С одной стороны, власти декларируют намерение обсуждать с общественностью различные проекты и концепции, создаются общественно-консультативные советы, проводятся круглые столы и конференции. Но с другой стороны, эти мероприятия носят порой довольно формальный характер, а звучащие на них предложения выглядят недостаточно обоснованными, а порой откровенно утопическими. После этого стороны расходятся взаимно недовольные друг другом: предприниматели обижаются, что к ним не прислушиваются, а власти жалуются, что нет квалифицированных экспертов в своем отечестве.

К сожалению, тут все правы и одновременно виноваты. Бизнес-союзы, пред­ставляющие лишь незначительную часть предпринимательского сообщества, не располагают достаточными ресурсами, чтобы готовить всесторонне взвешенные концепции. У них нет доступа к необходимой для этого информации, средств для ее сбора своими силами, привлечения высококвалифицированных специалистов. Приходится довольствоваться тем, что есть, и пытаться «на коленке» решить задачи, над которыми в других странах работают целые исследовательские институты, финансируемые государством и частными фондами. Так возникают заведомо «непроходные» предложения поправок в законодательство, странное сочетание в документах, претендующих на концептуальный характер, незначительных деталей и вопросов, решение которых требует тщательных исследований и расчетов.

Впрочем, власти сами не слишком утруждают себя такими изысканиями. Ведь результаты объективных и научно обоснованных исследований могут полностью опровергнуть некоторые лозунги, о реализации которых решение уже принято «наверху». А потому к обсуждению иногда допускаются только те эксперты, от которых можно ждать лишь обоснования мнения начальства, но не споров.

РЕЗУЛЬТАТЫ мы пожинаем повсеместно. К примеру, на конференции много говорилось о привлечении инвестиций. Вроде бы и субъектов, которым они нужны, предостаточно, и организаций, специализирующихся в этой сфере хватает. А в мире полно свободных ресурсов: только перечисление суверенных фондов и капиталов, которыми они располагают, заняло у председателя президиума РКП Владимира Карягина немало времени. Представители органов власти регулярно уверяют, что в республике создан пре­красный инвестиционный климат, и они продолжают трудиться над его улучшением. Например, парламент готовится принять изменения в законы «Об инвестициях» и «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», призванные обеспечить инвесторам гарантии сохранности их вложений, компенсации ущерба и необратимости сделок по приобретению госимущества. Также готовятся поправки в Закон «О хозяйственных об­ществах», которые должны способствовать улучшению корпоративного управления и защите интересов собственников. К сожалению, эти меры следовало принимать еще 10–15 лет назад. Иные нормы тогда уже обсуждались, но подготовленные проекты внезапно отклонялись и на годы откладывались.

Теперь мы в очередной раз спохватились: денег-то не хватает, а приток кредитов и ино­странного капитала остается весьма скромным, особенно по сравнению с потребностями. И тут интересы государства и бизнеса наконец оказались в единой фазе. Сокращение привычной сырьевой и «интеграционной» ренты заставляет власти искать замену выпадающим доходам. Такой заменой может стать потенциал частного бизнеса, сдерживавшийся до сих пор административными барьерами. Остается лишь пообещать снижение этих барьеров, упрощение условий предпринимательской деятельности, смягчение контрольной и налоговой на­грузки и т.п. В свою очередь бизнес стремится не упустить такое «окно возможностей» и добиться максимума поблажек, если не стратегического, то хотя бы тактического характера.

В некоторой степени желания сторон, вероятно, будут удовлетворены. Например, доступность кредитов для малого бизнеса понемногу улучшается, но и тут порой возникают сугубо организационные проблемы. К примеру, Банк развития разрабатывает программы льготного кредитования малого бизнеса, но ресурсы предоставляются через банки-агенты. А с учетом их комиссии ставки по кредитам уже не кажутся предпринимателям столь привлекательными.

СЕЙЧАС власти демонстрируют готовность идти навстречу бизнесу. Тот согласен не заходить за «красную линию» и не намерен ни политизировать свои желания, ни превращать их в слишком назойливые требования и пугать власти массовыми проявлениями активности и солидарности.

В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ на другом конце Минска на форуме, организованном РОО «Перспектива», около 140 индивидуальных пред­принимателей пытались обратить внимание властей и общественности на свои проблемы. Председатель объединения Анатолий Шумченко в очередной раз напомнил о предложениях внедрить патентную налоговую систему для ИП, занимающихся розничной тор­говлей, избавить их от обязанности делать взносы в ФСЗН за тот период, когда они не работали, запретить изъятие и конфискацию товаров, проведение проверок под видом мониторинга, пересмотреть размеры штрафов и санкций. Корень своих бед участники форума видят в Указе № 222, отмены которого «Перспектива» давно и тщетно добивается. Но жалобы на бедственное положение ИП и прогнозы об их исчезновении к 2020 году «как экономического явления» не производят особого впечатления на власти. Они видят, что численность ИП в республике несколько сократилась, но полагают, что это не приведет ни к резкому росту напряженности на рынке труда, ни к массовой миграции пред­принимателей за рубеж. Похоже, что множество частных случаев, которые описывали участники форума, пока не коррелируют с официальной статистикой. Не пугает власти и прогноз исчезновения ИП, торгующих на рынках, «как класса». По мнению директора департамента по пред­принимательству Минэкономики Петра Арушаньянца, этот сектор просто не готов к процессам глобализации и цифровой трансформации экономики.

Готова ли к ним вся страна, значительная часть населения которой живет за чертой бедности, страна, считающая своим конкурентным преимуществом низкие заработки, на обоих мероприятиях не уточнили…

В печатной версии «ЭГ» материал опубликован под названием «Форумы больших цифр и малых дел: как сделать конструктивным диалог бизнеса и власти»

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН